Экологическое состояние территории Урала

Численность жителей столицы Урала на 1 января 2017 года составила 1502319 человек. Точные данные опубликованы автоматизированной информационной системой «Муниципальный регистр населения».

Наиболее населенным районом города является Орджоникидзевский, где сосредоточено 20% екатеринбуржцев. На втором месте Чкаловский – 17%. Третью позицию делят Кировский и Верх-Исетский районы – по 15%. Наименее населенными остаются Железнодорожный и Октябрьский районы, в которых проживают по 10% горожан.

Кроме того, согласно последним данным, в населении столицы Урала значительно преобладают женщины – 56% на 1 января 2017 года.

На Урале большие экологические проблемы. Окружающую среду загрязняют многочисленные заводы, а многие горы в результате добычи полезных ископаемых и просто щебенки навсегда меняют свой облик, а то и вовсе исчезают. Вскоре карьер должен появиться даже на такой знаковой вершине, как Конжаковский камень.

Очень существенно и радиоактивное загрязнение Урала. Прежде всего, в результате деятельности комбината «Маяк» в Челябинской области. Зловредное воздействие «Маяка» будет испытывать на себе еще не одно поколение уральцев.

Все меньше на Урале становится животных и рыбы. Многие виды животных и растений на грани вымирания, занесены в Красную книгу.

Почти все уральские леса не менее двух-трех раз полностью вырубались в XVIII-XIX веках для получения древесного угля для горных заводов. Ведутся активные рубки леса и сейчас. Лишь кое-где остались участки нетронутых лесов (в основном на севере).

В XVIII–XIX веках здесь появились первые крупные заводы, построенные Демидовыми. В это время об экологии, о вреде природе вообще не задумывались, тогда ещё и понятия такого не существовало. В первой половине ХХ века были построены и запущенны заводы-гиганты. Они оказывали колоссальное разрушительное воздействие на окружающую среду. Но в первые ударные пятилетки, равно как и потом, во время Великой Отечественной войны, были проблемы важнее защиты природы. Во второй половине двадцатого века не проводилась модернизация производства, и не предпринимались должные природоохранные меры.

Закономерно, что сложившийся мощный комплекс «грязных» производств, в первую очередь тяжёлой промышленности, породил ряд серьёзных экологических проблем. Прежде всего, это загрязнение окружающей среды отходами промышленных предприятий.

Основными проблемами экологии Урала являются:

Производство чугуна требует использования кокса. При его сгорании образуется углекислый газ. Казалось бы, ничего страшного, ведь есть растения, которые поглощают его. Но, во-первых, не в таком количестве, а во-вторых, растения страдают от кислотных дождей, от загрязнения почвы и атмосферы, поэтому, площади лесов сокращаются, и уменьшается способность компонентов биосферы компенсировать причинённый им вред. Основные методы решения этой проблемы: нейтрализация выбросов, использование в качестве топлива других веществ, например водорода (H2).

Заводы требуют использования воды для охлаждения. Но воду необходимо периодически заменять. Отработанная вода сбрасывается в водоёмы, как правило, неочищенная. Так появляются «мёртвые реки» – реки, в которых отсутствуют живые организмы. Помочь в решении этой проблемы может тщательная очистка воды, и её повторное использование.

Промышленные предприятия нуждаются в электричестве. Для этого было построено множество тепловых электростанций (ТЭС), работающих, как правило, на буром угле. В результате его сгорания, помимо повышения концентрации углекислого газа, в воздухе появляются такие вещества, как диоксид серы (SO2) и диоксид азота (NO2). Эти соединения реагируют с водой, содержащейся в атмосфере:

SO2+H2O=H2SO3 — сернистая кислота;

2NO2+H2O=HNO2+HNO3 — азотная кислота.

В результате, на головы уральцев льётся не вода, а самая настоящая кислота!

Подсчитано, что среди регионов России на долю Урала приходится 46% (!) выбросов ртути, 40% выбросов соединений хлора, 30% — соединений фтора. Кроме того, в зольных отвалах ТЭС содержится достаточно большое количество радиоактивных изотопов, некогда содержавшихся в топливе.

Методы решения проблемы: установка фильтров, нейтрализация выбросов. В дальнейшем – переход на ветряные, солнечные электростанции.

Особая боль Урала — радиоактивное загрязнение. Урал подвергся ему задолго до Чернобыльской катастрофы.

29 сентября 1957 г. в 16 часов 22 минуты произошёл взрыв ёмкости с радиоактивным веществом на «Хладокомбинате № 817» (теперь предприятие «Маяк», город Озёрск Челябинской области). Заражённой оказалась часть Челябинской, Свердловской и Курганской областей — территория, равная половине Чернобыльской зоны заражения. Сейчас в этом месте Восточно-Уральский радиационный заповедник. Но это ещё не всё.

На Урале есть залежи урановой руды. Здесь её добывали с 50-х годов ХХ века. Здесь же находятся и захоронения ядерных отходов. В 500 ядерных могильниках, захоронены примерно 200 т радиоактивных отходов. Проблема не только в повышенном радиационном фоне. Породы, в которых находятся могильники — это в большинстве своём легкорастворимые и непрочные известняки (наиболее распространённая горная порода на Урале). В случае их размыва или разрушения радиоактивные отходы могут попасть в окружающую среду, в подземные воды. Чем это может обернуться, невозможно и представить.

Здесь сложно назвать какие-либо безопасные методы решения, потому что и перевозка в другое место, и переработка влекут за собой не меньшее радиационное заражение, чем хранение.

Существуют также и другие источники загрязнения атмосферы, например автомобильные выхлопы. По сути, они мало отличаются от выбросов ТЭС; только если в случае электростанций выбрасывается в основном углекислый газ, то в случае с автомобильным загрязнением основу выбросов, помимо СО2, составляет вода, поскольку бензин – это смесь углеводородов, как предельных, так и непредельных. Опять, казалось бы, ничего опасного, но бензин и дизельное топливо содержат очень ядовитые добавки. Откуда они берутся и для чего нужны?

Повышение качества топлива достигается при помощи специальных добавок (присадок). Это этиловый спирт C2H5OH, бензол C6H6, тетраэтилсвинец РЬ(C2H5)4, повышающие октановое число1, и 2-нитропропан (СН3)2CHNO2, повышающий цетановое число2. Наиболее опасным среди них является тетраэтилсвинец, поскольку он при сгорании окисляется до оксида свинца (IV) PbO2, который, как и многие другие соединения свинца, является ядовитым. Именно поэтому вокруг автодорог такая скудная растительность.

Метод решения очевиден: разработка и использование безвредных присадок, не содержащих атомов металлов.

Не только загрязнение воздуха составляет загрязнение окружающей среды. Не будем забывать и про почву. Особенно заметно загрязнение почвы, да и водоёмов тоже, твёрдыми бытовыми отходами (ТБО). ТБО – это те отходы человеческой жизнедеятельности, которые не могут быть утилизированы природой. Это стекло, пластмасса, резина, а также материалы, которые могут разрушаться, но очень медленно.

Основной способ избавления окружающей среды от загрязнения бытовыми отходами заключается в создании технологий, позволяющих экономно и без вреда для экологии перерабатывать ТБО, и полученное сырьё снова пускать в производство. Слово «экономно» очень важно, так как сейчас переработка, например, той же резины, стоит дороже, чем добыча и переработка нефти для получения такого же количества резины. То есть, утилизировать невыгодно!

Ещё одна экологическая проблема – это образование антропогенного ландшафта вместо природного. Вообще под антропогенным ландшафтом подразумевают любое изменение природного ландшафта человеком. Все виды антропогенного ландшафта можно разделить на две категории.

Первая – это поля культурных растений, парки, лесополосы, и другие виды ландшафта, в которых сохраняются некоторые элементы естественного сообщества. Вред образования таких антропогенных ландшафтов заключается в снижении видового разнообразия данной территории.

Вторая группа – это насыпи, запруды, терриконы, карьеры, и т. д. При их образовании природные сообщества уничтожаются полностью, либо кардинально меняются.

Как правило, весь антропогенный ландшафт создаётся без учёта потребностей природы. В результате происходит сильное изменение или гибель сообществ. Каждая форма антропогенного ландшафта по-своему влияет на природу.

Насыпи затрудняют водосток. Водоотводные трубы, прокладываемые под насыпями, лишь частично решают эту проблему.

Запруды и плотины затрудняют проход рыбы на нерест и с нереста. Таким образом, выше плотины может просто исчезнуть рыба.

Терриконы и карьеры делают обширные пространства непригодными для жизни животных и растений. Первичная сукцессия, т. е. заселение фауной и флорой этих видов антропогенного ландшафта происходит очень медленно.

Экологическая ситуация столицы Уральского федерального округа — Екатеринбурга

Екатеринбург относится к числу городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Город расположен на восточных склонах Среднего Урала. Высокий уровень загрязнения объясняется тем, что это зона малых скоростей ветра, в которой наблюдаются застои воздуха. Загрязнение воздуха – главная проблема экологии Екатеринбурга.

Главная роль в этом, как и в других крупных городах, принадлежит автотранспорту, насыщающему воздух отработавшими газами. Выбросы промышленных предприятий оказывают меньшее влияние. Причём выбросы от автомобилей постоянно растут с ростом автомобильного парка Екатеринбурга. На многих перекрёстках города загрязнение выхлопными газами превышает порог допустимого почти на сорок процентов. Одна машина в год производит 750 килограммов вредных веществ, которые попадают в атмосферу. Такая обстановка объясняется тем, что около тридцати процентов отечественных и пятьдесят процентов иномарок автомобилей эксплуатируются более десяти лет, используется некачественное топливо. Один из выходов – перевод автомобилей на использование природного газа, который полностью сгорает и содержание окиси углерода в выхлопных газах снижается в 5-6 раз, окиси азота – в 1,5 раза, сажи в сотни раз.

В Екатеринбурге основные отрасли промышленности, вносящие вклад в загрязнение воздуха являются чёрная и цветная металлургия, энергетика, машиностроение, производство строительных материалов, химия, нефтехимия. Выбросы от промышленности составляют примерно двадцать тысяч тонн в год, а от автотранспорта более ста сорока тысяч тонн.

Основные загрязняющие вещества, поступающие в атмосферу – это формальдегид, диоксид азота, аммиак, бензапирен, оксид углерода, фенол. Самая неблагополучная экологическая обстановка наблюдается в Ленинском, Чкаловском, Верх-Исетском районах Екатеринбурга. Многие предприятия города работают по устаревшим, несовершенным технологиям, на изношенном оборудовании. Промышленные выбросы либо не очищаются совсем, либо имеют недостаточную степень очистки. Чтобы уменьшить загрязнение воздуха предприятия сокращают объёмы производства, снижают потребление топлива, на них проводится реконструкция. Жители Екатеринбурга, чьи дома находятся вблизи от завода по обработке цветного металла, постоянно жалуются на вредные выбросы. Их дворы частенько накрывают облака с запахом серы. И хотя завод постепенно переводят за пределы города, гальванический цех, который является вредным производством, по-прежнему действует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *