Формирование экологического мировоззрения школьников

В последнее время мир вступил в эпоху прогрессирующего ухудшения состояния окружающей среды. Кризисная экологическая ситуация обусловлена, в большей степени, отсутствием ответственного отношения перед будущими поколениями за состояние природной окружающей среды. У подрастающего поколения, как и у населения в целом, в общественном сознании бытует потребительский подход к природе. Быстрые темпы научно-технического прогресса характеризуется усиленным антропогенным воздействием на окружающую среду. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб.

Экологическое мировоззрение – это система знаний о природной среде, состоящей из тесно взаимосвязанных метасистем: природной и техногенной. Оно должно способствовать правильному пониманию места и роли человека в окружающей среде, являющегося ее неотъемлемой составной частью.

Формирование экологического мировоззрения необходимо осуществлять в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются: семья; детские дошкольные учреждения; школа; внешкольные образовательные учреждения; воспитательная работа в летний лагерях; средства массовой информации; самовоспитание. Полноценное формирование экологического мировоззрения обучающихся осуществляется во взаимосвязи учебного процесса и внеучебной деятельности.

Основным компонентом в структуре мировоззрения являются знания. Они задают обобщенную модель мира и места в нём человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ реальности. Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью определяется глубиной экологических знаний. Нужно научиться правильно оценивать свои действия на работе и в быту. Задуматься над причинами экологических бедствий помогут обучающимся знания об опасностях, угрожающих здоровью людей в результате неправильного использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Эмоционально-чувственные компоненты определяют восприятие человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире, наполняют мировоззрение личностным смыслом и значением. Ценности мировоззрения определяют правила и принципы социальной жизни человека.

Под экологической безопасностью понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства в целом от реальных и потенциальных угроз, создаваемых естественным или антропогенным воздействием на окружающую природную среду.

Система экологической безопасности включает в себя совокупность законодательных, технических, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.

Очень важно запомнить одну простую истину – экологическая безопасность города, района, области, республики начинается с каждого из нас, с нашего дома, улицы, квартала, микрорайона, с осознания того, что разрушая природу, мы губим свой дом. Охрана природы, по словам известного эколога Олда Леопольда, – это состояние гармонии между людьми и землей. Двадцать два века назад Аристотель писал, живые существа живут до тех пор, пока они в состоянии дышать [4, с 121]. В главном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации в 8 статье указывается: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [1, с. 16]. Ведь то, в каком мире мы живем, полностью зависит от нас.

В последнее время становится все более очевидным, что технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не будут стремиться соблюдать экологические требования и ограничения. Стоит принимать активное участие в практическом решении экологических проблем. Новая стратегия развития цивилизации призвана разрешить совокупность современных проблем окружающей среды и требует кардинальных преобразований. Одним из главных механизмов управления этим процессом является образование.

Основным инструментом решения экологических проблем должно стать экологическое образование, включающее в себя сочетание педагогических методов обучения в воспитания с политическими, экономическими, нравственными, практическими средствами и способами воздействия на экологическое сознание и поведение людей. Эффективность экологического образования будет зависеть не только от наличия достаточного числа и доступности соответствующих образовательных программ, но и от разнообразия и качества образовательных услуг.

Многое будет зависеть и от методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, созданием стимулов, мотивирующих человека быть экологически грамотным с учетом его возраста, культурного, жизненного и профессионального опыта, условий проживания, а так же с учетом активной жизненной позиции. Обучающиеся должны пересмотреть свое отношение к окружающей среде и захотеть направить свою деятельность на сохранение природы и ее ресурсов. Поэтому главной целью образования должно стать воспитание новой личности, которая будет ориентирована на систему экологических ценностей. Только общество, состоящее из людей с новым мировоззрением, будет способно развиваться устойчиво. Поэтому образование будет выступать и инструментом, и механизмом перехода к устойчивому развитию человечества [2].

Если принять за критерий эффективности экологического образования положительные изменения в состоянии окружающей среды за время смены одного поколения людей [3], то будет видно, что за это время ничего не изменилось, а главное, что не изменилось отношение людей к окружающей нас природе. Такого мнения и Ю. Д. Железнов: «Значит, что-то мы делаем не так, если методы, которыми мы осуществляем экологическое образование и просвещение, не достигают цели» и Э. Шумахер: «Уровень образования… продолжает повышаться так же, как повышаются истощение ресурсов, опасность экологических катастроф. Если спасти нас от этого призвано образование, оно должно быть каким-то другим» [5].

Для средней возрастной группы обучающихся характерно не полное осознание ценности природы для общества и человека, понимание взаимосвязей в системе «человек – общество – природа». Поэтому важно обеспечивать широкое осознанное включение учащихся в практическую экологическую деятельность. Для достижения поставленной цели эффективными формами организации учебной деятельности школьников являются экологические проекты, лекции, дискуссии, беседы, игры, потому что они способствуют формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, позволяют значительно оживить экологическую работу среди учащихся, раскрыть учащимся свои активные творческие способности. Комплекс форм организации деятельности школьников занимает важное место среди активных методов экологического образования. Применение данных видов мероприятий в учебном процессе повышает эффективность образовательной деятельности.

С целью выявления уровня развития отношения к природе, экологической культуры и, следовательно, экологического мировоззрения обучающихся в процессе педагогической практики было проведено анкетирование учащихся 7 классов. По результатам анкетирования было установлено, что учащиеся не осознают значимость экологических знаний, важность решения экологических проблем и необходимость личного участия в деле сохранения природы. Хотя, некоторые из них, стараются хоть немного, но что-то делать для сохранения природы, проявляя интерес к углублению знаний в области экологии. В процессе практики была проведена лекция в рамках классного часа на тему: «Природа не прощает ошибок» с целью расширения представление обучающихся об экологических проблемах и законах, развития экологической культуры и мировоззрения. Полученные знания должны повысить интерес учащихся и изменить их отношение к окружающей нас природой среде.

Чтобы успешно сформировать экологическое мировоззрение, нужно основываться на совместной деятельности детей и взрослых в неформальной обстановке. Так развивается уверенность в необходимости и возможности личного участия в решении локальных и глобальных экологических проблем, что способствует возникновению чувства ответственности за окружающий мир.

Формирование экологической культуры учащихся – одна из актуальных проблем нашего общества, решаемых на самых разных уровнях. Но приоритетная роль в решении этих вопросов принадлежит системе образования. Формирование нового экологически безопасного мышления и сознания людей – это единственно возможный путь выживания в природной среде и сохранения ее богатств для будущих поколений. Таким образом, основной целью экологического образования является не только формирование системы экологических знаний, повышение экологической культуры и воспитания, а также развитие самостоятельного экологического сознания, которое позволит осознать важность и значимость экологических проблем и позволит направить деятельность обучающихся на обеспечение устойчивого развития современного общества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Государственная символика Российской Федерации. — М., 2006.

     2. Абраухова, В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореферат дис.… канд. пед. наук. – Ростов н/Д., 1997. – 21 с.

  1. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение в системе экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 1996. – С. 115–127.
  2. Дерява С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Феникс, 1996. – 302 с.

      5. Лихачев, Б. Т. Экология личности // Педагогика . – 1993. – № 2. –С. 19–21.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *