Согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 N 636(ред. от 08.09.2014) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ находятся 2 службы: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Психическое и физическое самочувствие человека, его настроение, деловая активность в решающей степени зависят от состояния его здоровья. Но подорвав его, человек полностью осознает, что именно здоровье является главным благом, определяющим возможность пользоваться всеми другими благами.
В настоящее время в окружающую среду попадает все больше антропогенных веществ, являющихся не просто загрязняющими, но и токсичными, канцерогенными (способствующими развитию рака и других злокачественных новообразований), аллергенными (вызывающими реакцию организма в виде удушья, зуда, насморка), мутагенными (вызывающими мутации, т.е. резкие наследственные изменения, способные привести к вырождению) для человека и других живых организмов.
Поэтому для выживания человечества, а возможно, и всей биосферы требуется срочный пересмотр приоритетов развития. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с изменениями согласно постановлению Правительства РФ от 29 мая 2008 года № 404 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
Росгидромет в указанной сфере деятельности обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам РФ, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике.
Миссия Росгидромета состоит в обеспечении гидрометеорологической безопасности РФ и предоставлении государственных услуг в области гидрометеорологии, смежных с ней областях и мониторинга загрязнения окружающей среды и направлена на достижение следующих национальных целей:
повышение качества жизни населения;
обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;
создание потенциала для будущего развития;
повышение уровня национальной безопасности.
Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;
единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;
безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей среды, ее загрязнения;
эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, и ее доступности для пользователей (потребителей);
соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.
Обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата— первая стратегическая цель Росгидромета.
Второй стратегической целью Росгидромета является обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики, Вооруженных Сил Российской Федерации, Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
Третья стратегическая цель Росгидромета — гидрометеорологическое обеспечение деятельности РФ в Арктике, Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике) и Мировом океане. Деятельность Росгидромета в рамках этой цели направлена, в первую очередь, на развитие сети пунктов сбора гидрометеорологической и гелиогеофизической информации и передаваемой обзорной и прогностической информации о состоянии окружающей среды в регионах Арктики, Антарктики и в акватории Мирового океана.
Следует отметить, что мониторинг – один из важнейших функциональных элементов системы экологического управления – это процесс наблюдения, оценки и прогноза состояния обьектных элементов, в том числе редких и исчезающих видов животного мира и растений(Красная книга), природных ресурсов(кадастры природных ресурсов), опасных веществ (Федеральный регистр опасных веществ), отходов(Государственный кадастр отходов), компонентов окружающей природной среды, воздействия субьектов природопользователей на окружающую среду.
Стратегическая цель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования — обеспечение экологической и экономической безопасности РФ, соблюдение рационального, непрерывного, не истощительного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения. Главными задачами государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных.
Полномочия федеральных служб
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
— осуществляет гос.надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории РФ;
— выдает лицензии (разрешения):
1. на выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
2. на выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
3. на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
— осуществляет:
1. в пределах своей компетенции гос учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательство РФ;
2. ведение Единого гос. фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
3. формирование и обеспечение функционирования гос. наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;
4. гос. мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции);
5. гос. мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов (в пределах своей компетенции);
6. гос.мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством РФ (в пределах своей компетенции);
7. гос. мониторинг состояния исключительной экономической зоны РФ (в пределах своей компетенции);
8. руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции;
9. обесп.функционирования на территории РФ пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации;
10. обесп-е выпуска экстренной информации об опасных прир.явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей прир. среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде и т.п.
осуществляет в пределах своей компетенции фед.гос.экологический надзор, включающий в себя:
-федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
— гос. земельный надзор;
— гос. надзор в области обращения с отходами;
— гос. надзор в области охраны атмосферного воздуха;
— гос. надзор в области использования и охраны водных объектов;
— гос. экол-й надзор на континентальном шельфе РФ;
— гос. экол-й надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
— гос. экол-й надзор в исключительной экономической зоне РФ;
— гос. экол-й надзор в области охраны озера Байкал;
— фед. гос. лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
— фед. гос.надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
— гос. надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий фед. значения (за исключением особо охраняемых природных территорий фед. значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ (государственные природные заповедники и национальные парки);
5.1.18. федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях фед. значения;
*Таблица составлена автором