Согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 N 636(ред. от 08.09.2014) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ находятся 3 агенства: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство по недропользованию (см. Схему №1 на стр. 6).
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Полномочия федеральных агентств
Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия: Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: организует:1. территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;
2. осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;
3. осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений;
— осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
— осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;
осуществляет ведение:
1. государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования;2. Российского регистра гидротехнических сооружений;
— устанавливает режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;
— осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций; — осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;
осуществляет:
1. установление возрастов рубок;
2. рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий;
3. рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов РФ, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции;
4. отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ;5. государственную инвентаризацию лесов;
6. обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре;7. организацию лесного семеноводства;
8. формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений;
9. установление лесосеменного районирования;
10. создание постоянных лесосеменных участков;
11. семенной контроль в отношении семян лесных растений;
12. обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ, проектирования эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ;13. контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции;
14. функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений;
15. меры пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных в границах лесничеств и лесопарков
— определяет количество лесничеств и лесопарков, а также устанавливает их границы;
— организует и обеспечивает лесопатологический мониторинг в лесах, расположенных на землях лесного фонда;
— осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, а также проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
организует:
1. государственное геологическое изучение недр;
2. экспертизу проектов геологического изучения недр;
3. проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;
4. проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
5. проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
— осуществляет:
1. отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;
2. предоставление в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;
3. выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;
4. организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
5. учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;
6. принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке;
7. принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке;
8. выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;
9. внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий;
10. принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр; — осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; *Таблица составлена автором