Ситуация с экологией в Китае в начале XXI в.

1. Особенности экологических проблем в 2000-е гг.

2000 – 2007 гг. Установка XVI съезда КПК (ноябрь 2002 г.) на учетверение объема ВВП обернулась резким обострением экологической проблемы. Китайская экономика стала расти не на запланированные 7 % с небольшим, которые позволяют достичь желаемого учетверения ВВП, а гораздо быстрее, на 10-11 % и выше. Нагрузка на природные ресурсы и окружающую среду резко возросла. Проявилась вся глубина экологической проблемы и многотрудности ее решения. Причем в новом измерении, в мучительном выборе между ростом и развитием, требующим инновационного мышления, отказа от привычных, традиционных и в какой-то мере удобных экологических стереотипов.

Государство мобилизовало все свои силы и возможности. Партия предложила обществу целый пакет новых идей, прежде всего, концепцию «научного взгляда на развитие» и «формирование социалистического гармоничного общества», через которые красной нитью проходила мысль о необходимости экологизации всех сторон социально-экономической жизни. Тем не менее, страна продолжала оставаться в плену идеи наращивания любой ценой темпов роста ВВП, в результате чего 10-й пятилетний план (2001 – 2005 гг.) по центральным экологическим показателям оказался невыполненным.

Прошедшие после XVI съезда КПК несколько лет ознаменовались в Китае заметным ростом внимания к экологической проблематике. На 3-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва (октябрь 2003 г.) была окончательно сформулирована концепция «научного взгляда на развитие», центральным моментом которой обозначен принцип «человек – основа основ». Другими основополагающими принципами данной концепции стали принципы «всестороннего, скоординированного и устойчивого развития». На 4-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва (сентябрь 2004 г.) был поставлен вопрос о построении «социалистического гармоничного общества», в числе главных характеристик которого была названа «гармония между человеком и природой». Впервые был поставлен вопрос об охране районов, от сохранности природы которых зависит экологическое благополучие страны в целом. Новацией стало предложение о выделении на территории страны четырех категорий районов в соответствии с их ресурсным и экологическим потенциалом – регионов оптимального, приоритетного и ограниченного развития, а также регионов, освоение которых запрещено.

На 6-м Всекитайском совещании по охране окружающей среды в апреле 2006 г. премьер Госсовета Вэнь Цзябао обозначил следующие центральные установки экологической политики Китая: принцип сбалансированности (равное внимание к охране окружающей среды и к развитию экономики), принцип одновременности (социально-экологического и социально-экономического развития), принцип комплексности (сбалансированное использование юридических, экономических, научно-технических и необходимых административных ресурсов).

К началу XVII съезда КПК (октябрь 2007 г.) удалось переломить ситуацию и выйти на очень скромное, но снижение объемов выбросов основных видов загрязняющих веществ. Однако одной из главных причин, серьезно затрудняющих переход от природоемкой и ресурсоемкой экстенсивной модели развития к интенсивной, продолжает оставаться глубоко укоренившийся стереотип экономического поведения, который не учитывает экологическую составляющую, очень инерционен и постоянно воспроизводится экономической идеологией государства, нацеливающего национальную экономику на наращивание темпов прироста ВВП.

2008 – 2010 гг. ознаменовались невероятным количеством проблем, обрушившихся на страну. Стремительно нараставшие темпы прироста ВВП, являющиеся основным показателем экстенсивной модели развития и грозящие экономике тотальным «перегревом», достигли в 2007 г. своего максимума – 13 %. В 2008 г. на Китай обрушились аномальные холода на юге страны и разрушительное землетрясение в провинции Сычуань. Именно на 2008 г. пришлись перевыборы ВСНП и реструктуризация госсовета. Огромное напряжение сил потребовалось стране для проведения Олимпиады. Еще одним серьезным испытанием стал мировой финансовый кризис, который не обошел стороной и Китай. Обострились старые проблемы, возникли новые, проявились и высветились слабые места. Это коснулось практически всех сфер жизни китайского общества, отраслей экономики. В весьма нелегком положении оказалась и природоохранная деятельность.

Китай вступил в непростой для себя период проведения антикризисной политики. По заявлениям китайского руководства, охрана окружающей среды по-прежнему будет занимать одну из ведущих позиций в политике государства, основной акцент при этом будет сделан на энергосбережение и сокращение выбросов. Однако существует ряд фактов, подтверждающих, что в краткосрочной перспективе Китаю не удастся снизить степень негативного воздействия на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию в государстве. Так, из 4 трлн юаней, выделенных китайским руководством для стимулирования устойчивого развития экономики, только 210 млрд (5,25 %) идут на энергосбережение, сокращение выбросов и экологические проекты. Высокие темпы роста ВВП и капитального строительства, выступающие основными показателями роста энергопотребления, – это еще одна из основных причин неблагоприятной экологической ситуации в стране. Словом, наиболее труднопреодолимым препятствием на пути решения экологической проблемы в Китае является экономическое поведение, и прежде всего – управленцев, которое определяется односторонней «погоней за темпами роста», явной недооценкой на уровне среднего и нижнего руководящего звена значимости экологических проблем и преодоления устоявшихся стереотипов экономического поведения.

В последние годы формирование государственной экологической политики КНР характеризовалось высокой активностью, что было связано с рядом существенных, большей частью негативных, факторов: неудовлетворительным состоянием среды обитания, невыполнением ряда важнейших плановых показателей по охране окружающей среды (2001—2005 гг.), ростом энергодефицита, углублением водного кризиса, резким увеличением объема вредных газообразных выбросов, обострением земельных проблем, подготовкой к Олимпиаде 2008 г. и др. Возникла необходимость пересмотреть многие направления охраны жизнеобеспечивающих факторов и природных ресурсов, ужесточить контроль за хозяйственными субъектами, допускающими серьезное загрязнение, эффективнее поощрять наиболее чистые в экологическом отношении производства.

Важным позитивным моментом успешного развития государственной экологической политики стало принятие 11-го пятилетнего плана охраны окружающей среды (2006—2010 гг.), который предполагает не только интенсификацию всех видов природоохранной деятельности, но и решительный поворот к энергосберегающим технологиям и реальной рециркуляционной экономике. Правда, следует отметить, что этот план был окончательно принят Госсоветом КНР лишь в конце ноября 2007 г.

С самого начала 2006 г., после крупномасштабной экологической катастрофы на р. Сунгари (2005 г.), новый начальник Главного государственного управления по охране окружающей среды (ГГУООС, ныне Министерство охраны окружающей среды) Чжоу Шэнсянь, сменивший на этом посту Се Чжэньхуа, опираясь на соответствующие решения ЦК КПК, развернул интенсивную работу по повышению эффективности контрольных функций своего ведомства. Параллельно была ускорена работа по внедрению нового, так называемого «дифференцированного» подхода к работе местных управлений по охране окружающей среды, особенно в крупнейших городах. Этот подход предусматривает узкую специализацию работников экологических служб, в том числе и по направлениям, которые ранее не считались самостоятельными. Так, в г. Пекине в рамках городского управления по охране окружающей среды были учреждены отделы по вопросам выхлопных газов, вопросам состояния воздушного бассейна, вопросам твердых отходов и шумового загрязнения, по вопросам воды и экологии.

В проведение на практике государственной экологической политики активно включилось Государственное управление надзора над безопасностью на производстве. Руководитель этого учреждения Ли Ичжун добивался персональной ответственности виновников экологических происшествий и злоупотреблений в данной сфере. Одновременно ГГУООС потребовало создать механизм публикации информации о состоянии окружающей среды; в случае отказа от информирования или несвоевременного информирования о случившемся экологическом инциденте привлекать виновных к уголовной ответственности (http://russian.people.coni.en/31521/4082597.html).

В середине февраля 2007 г. правительство КНР разработало и стало реализовывать (в опытном порядке) ряд экстренных мер по совершенствованию хозяйственного механизма в области охраны окружающей среды. В частности, была опробована методика продажи прав на квоты выбросов загрязняющих веществ для промышленных предприятий и начисления коэффициентов повышенной платы за загрязнения, разрабатываемые и утверждаемые Министерством финансов.

На состоявшемся в апреле 2006 г. Всекитайском совещании по вопросам охраны окружающей среды премьер Госсовета Вэнь Цзя-бао потребовал признать неудачу в выполнении основных задач 10-го пятилетнего плана охраны окружающей среды и подчеркнул необходимость введения системы ответственности за охрану окружающей среды (Синьхуа. 19.04.2006). Начиная с конца апреля в течение нескольких недель ГГУООС активно внедряло комплекс мер по резкому увеличению доли утилизированных и переработанных отходов промышленных предприятий. Заместитель руководителя Управления Чжан Лицзюнь озвучил планы до 2010 г. упорядочить не менее 2/3 отходов на 80 % промышленных предприятий. При этом уже непосредственно в 2006 г. с участием профессиональных экологов ставилась задача взять под контроль предприятия, нарушающие утвержденную технологию переработки промышленных отходов, а также повсеместно провести устранение скрытых угроз загрязнения источников питьевой воды. Было утверждено техническое обоснование крупнейшего экологического проекта — комплексной программы оздоровления окружающей среды в районе функционирования Ланьчжоуской нефтехимической компании. По словам заместителя начальника департамента экологической безопасности компании Жань Иныона, реализация проекта в значительной степени должна помочь ликвидации экологической угрозы и обеспечении безопасности промышленного, сельскохозяйственного и питьевого водоснабжения в бассейне р. Хуанхэ. Ежегодный объем жидких промышленных отходов этой самой крупной китайской компании в отрасли составляет 30 млн T(http://russian.people.com.cn/31521.4318418.html;/31518/4283902.html).

В конце июля 2006 г. ГГУООС провело в г. Нанкине совещание, на котором сообщалось об имевших место в первом полугодии экологических инцидентах загрязнения источников питьевой воды. Сообщалось также о проведении проверки исполнения законодательства в части охраны источников питьевой воды. Было подчеркнуто, что семь ведомств Госсовета КНР рассматривают «очистку» источников питьевой воды как первоочередную задачу, которую предстоит решить в ходе специальной кампании по охране окружающей среды. В ноябре были опубликованы результаты проверки и нарушители получили серьезные взыскания (http://russian.people.com.cn/ 31516/4635439.html).

Внимание правительства и компетентных органов КНР было привлечено прежде всего к проблеме водообеспечения и охраны водных ресурсов. Ст&гю ясно, что существующие низкие цены на водопользование не дают возможности коренным образом улучшить обстановку. Заместитель министра строительства (ныне Министерство жилья, городского и сельского строительства) Цю Баосин 22 августа заявил, что Министерство строительства совместно с другими ведомствами намерено совершенствовать систему взимания платы за переработку сточных вод (оплата за нее в принципе установлена в размере 0,8 юаня за тонну). Это необходимо для того, чтобы поддерживать рентабельность и нормальное функционирование очистных сооружений. К концу 2006 г. во всех городах страны была установлена плата за переработку сточных вод. Кроме того, все организации и лица, пользующиеся собственными источниками воды, должны были начать вносить плату за переработку сточных вод не позднее 2008 г.

Предпринимались попытки радикального улучшения ситуации с атмосферным загрязнением в городах. На Всекитайском совещании по научно-техническим аспектам охраны окружающей среды, проходившем в августе 2006 г., были разработаны и рекомендованы для внедрения в обязательном порядке новые правила, ограничивающие выброс автомобильных выхлопных газов. Их полная реализация требует нескольких лет, но в результате предполагается, что объемы выбросов углекислого и угарного газов соответственно сократятся на 2,2 млн т и 16,0 млн т (http://russian.people.com.cn/31521/4733263. html; http://russian.people.com.en/31516/4722156. html).

Все это было прелюдией радикальных решений, в последующем принятых китайским руководством, в частности на 6-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва (октябрь 2006 г.). Это был первый партийный пленум, специально посвященный обсуждению проблем социальной сферы и выработке долгосрочной стратегии их решения. На нем было принято развернутое «Решение ЦК КПК по некоторым важным вопросам строительства социалистического гармоничного общества», в котором были определены основные руководящие идеи, задачи и принципы построения такого общества к 2020 г. Главные задачи, в числе прочих, включают: усиление охраны окружающей среды и достижение «гармонии между человеком и природой»; достижение реального перелома в эффективном использовании природных ресурсов и в состоянии окружающей среды.

Решения пленума стали незамедлительно реализовываться на практике, прежде всего в плане повышения ответственности за неисполнение норм экологической политики и нарушение природоохранного законодательства. В начале октября 2006 г. были привлечены к строгой ответственности начальник Управления по охране окружающей среды г. Линьсян и его заместитель, проявившие халатность в проведении инспекции загрязнения р. Синьцзян (пров. Хунань). Оба руководителя были арестованы. Вскоре после этого ГГУООС выступило с резкой критикой местных правительств, которые, как правило, не уделяют серьезного внимания фактам экологических нарушений на крупных или финансово обеспеченных предприятиях. Об этом без обиняков заявил руководитель бюро экологического надзора Лю Синьюань. В качестве примера он привел корыстные и противоправные действия властей г. Люпаньшуй (пров. Гуйчжоу), (www.chinadaily.com.cn/opinion/2006-09/27/content_ 697659.htm).

В последующие месяцы после пленума отмечался подъем активности в переформировании государственной экологической политики. В начале ноября премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао встретился с представителями Китайского комитета по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды и развития и сделал ответственное заявление о том, что государственные задачи в сфере охраны окружающей среды будут выполнены. Китайское правительство полностью уверено, что в ближайшие 5 лет в стране на 10 % будет снижен объем выбросов основных видов загрязняющих веществ. В ноябре были осуществлены радикальные изменения в практике инвестирования крупных хозяйственных проектов. Заместитель начальника ГГУООС Пань Юэ предупредил потенциальных инвесторов о том, что его ведомство больше не будет давать разрешения на реализацию чрезмерно энергоемких и ресурсозатратных проектов, даже если они не будут иметь нареканий в финансово-экономическом отношении. Такая достаточно жесткая форма контроля была использована при оценке пакета проектов общей суммой инвестиций в 2 трлн юаней (250 млрд долл.). В целях ужесточения экологической политики начали организовываться региональные Центры экологического мониторинга. Первый был создан в ноябре в г. Сиане для наблюдения за экологической обстановкой в Северо-Западном Китае, а в декабре открылся Центр контроля за охраной окружающей среды в юго-западных районах страны в г. Чэнду (http://russian.people.corn.cn/31520/5026995. html; Синьхуа. 26.10.; 14.11; 06.12.2006).

В начале 2007 г. многие аспекты экологической политики были вновь ужесточены. Начальник ГГУООС Чжоу Шэнсянь в середине января сделал заявление, что в 2007 г. природоохранные структуры приняли решение «без всяких колебаний» ликвидировать сооружения для неочищенного сброса сточных вод и других загрязняющих веществ, созданные после 2000 г. в зонах источников питьевой воды. После проведенной в 2006 г. проверки было ликвидировано или перенесено более 1400 объектов из зон водных источников (http:// russian.people.com.cn/31516/5295132. html). В феврале с серьезной критикой сложившейся экологической ситуации вновь выступил заместитель начальнику ГГУООС Пань Юэ. Он отметил, что действующим ll-м пятилетним планом народнохозяйственного и социального развития (2006—2010 гг.) предусмотрена необходимость ежегодного 4 %-го снижения расходов энергии и 2 %-го уменьшения сброса загрязняющих веществ, однако в 2006 г. эти показатели не только не снизились, но и увеличились. Более того, в стране в среднем каждые 2 дня происходил чрезвычайный инцидент, связанный с загрязнением окружающей среды. Количество жалоб населения на нарушения в этой области возросло на 30 %. По словам Пань Юэ, непомерный расход ресурсов и загрязнение окружающей среды представляют серьезный вызов построению социалистического гармоничного общества и являются важными проблемами, препятствующими социально-экономическому развитию страны (http:// russian.people.com.cn/31516/5367020. html).

Невыполнение задач 10-го пятилетнего плана по охране окружающей среды в части снижения вредных газообразных выбросов заставили компетентные органы КНР активизировать работу в этом направлении. Особенно большое внимание было уделено проблеме автомобильных выхлопов. Так, в ОАО Сянган было предложено выделить 3,3 млрд сянганских долл. на поощрение замены автомобилей, у которых выхлопы не соответствуют предельно допустимой норме. В г. Шанхае автопроизводящие компании в сотрудничестве с такими зарубежными фирмами, как «Дженерал Моторе», «Фольксваген» и «Ниссан» приступили к опытному производству автомобилей с комбинированным бензиново-электрическим двигателем, электроавтомобилей и двигателей, использующих новые виды топлива. Суровые меры по ограничению автомобильных выхлопов принимали муниципальные власти и компетентные органы г. Пекина. В отдельные дни, когда проводилась подготовка к Олимпиаде-2008, число задержанных и блокированных автомобилей доходило до сотен тысяч (Синьхуа. 13.10.2006; International Herald Tribune. 20.04.2007; Reuters. 01.05.2007).

В конце апреля в обращении к правительству и в начале мая на всекитайском телеселекторном совещании премьер Госсовета Вэнь Цзябао потребовал принять новые, более серьезные меры по экономии энергии, снижению выбросов вредных газов и снижению загрязненности вод. Он подчеркнул, что вопреки требованиям правительства и принятым законам в 2007 г. обозначилась тенденция ускоренного роста энергоемких отраслей и производств. Значительную часть вины премьер возложил на региональные власти. Глава правительства указал на необходимость внедрения высокоэффективной и энергосберегающей продукции в потребительской сфере. Важный путь к достижению поставленной цели, по мнению Вэнь Цзябао, заключается в том, чтобы вывести из эксплуатации отсталые производственные мощности, перейти к серьезному сокращению отсталых и маломощных производств в основных энергоемких отраслях — выплавке алюминия, ферросплавов, производстве карбида кальция, кокса, добыче угля, выпуске бумаги и продуктов питания (Синьхуа. 08.05.2007).

Тем не менее предпринимаемых усилий оказалось все же недостаточно и работа по совершенствованию и ужесточению государственной экологической политики была активизирована по многим направлениям. В первой половине мая в г. Чэнду проходил 4-й Форум по озеленению в китайских городах, на котором присутствовали заместитель председателя ПК ВСНП Сюй Цзялу и заместитель председателя ВКН ПКСК Чжан Сипим. Государственное управление лесного хозяйства КНР обнародовало новый исправленный «Государственный критерий оценки городов-парков», а руководитель ГГУООС Чжоу Шэнсянь заявил, что в его ведомстве идет подготовка к проведению крайне жесткого мониторинга предприятий — крупнейших загрязнителей окружающей среды (Синьхуа. 08.05.2007).

Новацией экологической политики КНР стал комплексный план властей г. Чунцина по снижению загрязнения акватории р. Янцзы выбросами с речных судов, моторных и иных лодок. На участке реки от гидроузла Санься до Чунцина постоянно курсирует не менее 100 тыс. судов и не менее 30 тыс. швартуются неподалеку от города. Масштабы загрязнения акватории велики, а административные меры, учитывая скрытый характер нарушений, крайне неэффективны. Власти Чунцина решили использовать новый подход — сочетание административных, экономических и поощрительных мер, выделив на эти цели 430 млн юаней (Синьхуа. 13.05.2007).

Почти одновременно произошло еще одно знаменательное событие: крупнейший в Китае производитель стали — Баошаньский металлургический комбинат по своей инициативе пожертвовал 50 млн юаней (6,5 млн долл.) Китайскому фонду охраны окружающей среды — некоммерческой организации, созданной в 1993 г. и специализирующейся на привлечении пожертвований на нужды охраны природы. Эти средства предназначены для поощрения организаций и отдельных граждан, добившихся заметных успехов в деле охраны окружающей среды. Баошаньский комбинат в мае 2005 г. первым из числа металлургических предприятий Китая был удостоен звания «дружественного по отношению к окружающей среде предприятия». Он также внесен в список китайских предприятий, на базе которых в экспериментальном порядке реализуются показательные проекты для развития высокотехнологичной малоотходной и рециркуляционной экономики в период 2006—2010 гг. (Синьхуа. 15.05.2007).

Заметным достижением государственной экологической политики стало проведение в июне 2007 г. в Пекинском международном выставочном центре Китайской международной выставки по охране окружающей среды. Она проводится раз в 2 года (с 1986 г.), являясь крупнейшей в Китае подобной выставкой, и играет важную роль в содействии международному сотрудничеству в этой сфере и в развитии природоохранной отрасли. Девиз выставки 2007 г. — «Экономия энергоресурсов и сокращение вредных выбросов, стимулирование технического прогресса в природоохранной отрасли». В ней приняли участи предприятия из более чем 20 стран и регионов мира. Организаторами выступили ГГУООС и Китайская ассоциация природоохранных предприятий при поддержке ведущих национальных компаний (Синьхуа. 22.06.2007).

Одной из главных задач китайского руководства стало обеспечение экологически приемлемого уровня состояния окружающей среды во время проведения Пекинской олимпиады в 2008 г. Надо отметить, что удалось сделать действительно чрезвычайно много. Пекин буквально преобразился. В целом, с экологической точки зрения. Пекинская олимпиада была проведена, с некоторыми оговорками, вполне успешно.

В 2007 и 2008 гг. интенсифицировался процесс вывода из Пекина наиболее «грязных» производств, осуществлялись меры по ограничению количества автотранспортных средств. I июля был наложен запрет на пользование автомобилями с высоким уровнем вредного выхлопа, под который попали 300 тыс. единиц транспортных средств. С 20 июля в Пекине было введено двухмесячное ограничение движения автотранспорта, согласно которому в зависимости от регистрационного номера машинам разрешено выезжать на улицы по только четным дням или по нечетным. Кроме того, началось закрытие или вывод за черту города значительного числа промышленных предприятий, существенно загрязняющих атмосферу города. С 31 июля было объявлено о введении новых, более жестких и чрезвычайных мер по ограничению загрязнения (http://russian.people.com.cn/31514/6458 683.html; International Herald Tribune. July 31, 2008).

В результате в период проведения Олимпиады состояние воздуха в Пекине (и ряде других городов) существенно улучшилось. Заместитель главы городского управления по охране окружающей среды Пекина Ду Шаочжун заявил 19 августа, что показатели загрязнения воздуха и плотность загрязняющих веществ значительно снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В течение десяти дней качество воздуха соответствовало наиболее благоприятной 1-ой категории, что было наилучшим показателем качества за последние 10 лет. И в последующие несколько недель уровень воздушного загрязнения находился примерно на этом уровне, что является беспрецедентным, по крайней мере, за два десятилетия (Синьхуа. 19.08.2008; URL: http://www.rnep.gov.cn/quality/air.php3).

Налицо существенные достижения по ряду аспектов экологической работы правительства и компетентных ведомств, а также местных органов власти, особенно в крупнейших городах. В официальном предисловии к годовому отчету (за 2007 г.) Министерства охраны окружающей среды КНР, распространенному в электронных изданиях 25 августа 2008 г. (обычно подобные отчеты публикуются в июне), указывается, что за последнее время по инициативе и под руководством ЦК КПК и Госсовета местные органы власти и заинтересованные инстанции активизировали работу по предотвращению роста загрязнения окружающей среды как одной из самых важных задач, проводили комплексные мероприятия в этой области, в результате чего удалось снизить объемы некоторых вредных выбросов, прежде всего двуокиси серы, и сократить показатели загрязнения, определяемые по методу химического потребления кислорода (COD). Тем не менее, к сожалению, остается еще немало проблем, и прежде всего это кризис водных ресурсов, ухудшение состояния морских аквато-рий, распространение атмосферного загрязнения по более широким территориям, деградация земельных ресурсов и многое другое.

Эффективность природоохранных мер снижается также и тем, что под них пока не удается подвести полностью адекватную законодательную базу. Хотя природоохранное законодательство, действующее в Китае, является едва ли не самым обширным в мире, оно, тем не менее, далеко не полностью отражает проблемы, возникающие в результате чрезвычайно быстрого развития экономики в рыночных условиях. Требования законодательства особенно часто обходят местные власти, предпочитающие хозяйственные выгоды экологическим задачам. Так, до сих пор не реализована законодательная установка, направленная на широкую и многоступенчатую переработку производственных и иных отходов. Ожидалось, что эту задачу в значительной степени удастся разрешить принятием 29 августа 2008 г, на 4-й сессии Г1К ВСНП П-го созыва «Закона КНР о содействии рециркуляционной экономике».

Согласно этому важному документу, вступившему в силу с 1 января 2009 г., государство, все организации и граждане КНР должны содействовать поступательному развитию посредством экономного использования энергии и снижения объемов выброса загрязняющих веществ. В стране будет уделяться повышенное внимание обеспечению высокоэффективного использования ресурсов, а также вторичному использованию регенеративных ресурсов, которое отличается низким уровнем энергозатрат, небольшим объемом отходов и низким уровнем загрязнения.

Большой проблемой остается довольно низкий технологический уровень многих производств, особенно в химической промышленности, в силу чего происходят довольно частые аварии, приводящие к серьезному загрязнению окружающей среды. Так, в конце августа 2008 г. произошел взрыв в заводском корпусе компании химической промышленности «Гуанвэй», в результате чего более 10 тыс. жителей близлежащих районов были эвакуированы (Синьхуа. 26.08.2008).

Очень трудной проблемой является рациональное ценообразование на первичные и вторичные ресурсы, а также формирование системы платы за загрязнение. Корректировка в этой области осуществляется почти ежегодно, однако пока оптимальных нормативов выработать не удается. В связи с этим в Китае часто прибегают к жестким административным методам. Так, в первой половине 2008 г. в административном центре пров. Ляонин г. Шэньян были закрыты 106 предприятий с высоким уровнем загрязнения: металлургические, цементные и целлюлозно-бумажные заводы. Торгово-промышленная служба города аннулировала лицензии четырех местных предприятий из-за нарушений ими норм выбросов загрязняющих веществ (Синьхуа. 26.08.2008)

Решение экологических проблем всегда, на протяжении всего периода существования КНР, давалось стране непросто. Непросто складывается ситуация и сегодня. Однако есть основания надеяться, что основы конструктивной экологической политики, заложенные в Китае в последнее десятилетие, останутся незыблемыми даже перед лицом всех существующих проблем.

2. Экологический фактор во внутренней и внешней политике

После окончания периода холодной войны, начала реформ и проведения политики открытости, появилась настоятельная необходимость включения Китая в международную охрану окружающей среды. После участия Китая в конференциях в Стокгольме, Женеве и в Найроби начался этап обретения опыта такого сотрудничества. С 1989 г. начался этап системного участия в мероприятиях, заключены двусторонние соглашения с 26 странами, в том числе с Россией. Страна также включилась в некоторые региональные проекты. Например, Китай поддерживает тесное сотрудничество с экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТ), внес свою лепту в дело охраны окружающей среды и развития Азиатско-тихоокеанского региона путем участия в форуме Северо-Восточной Азии за сотрудничество по охране окружающей среды, в программе действий в северо-западной части Тихого океана, в Координационном сообществе программы действий на морях и океанах Восточной Азии.

Китай начал активно участвовать в решении глобальных социально-экологических проблем, стратегия устойчивого развития была принята как часть государственной стратегии Китая.

Китай внес свой вклад, участвуя в международных мероприятиях ООН, в составлении международных документов, деклараций, в международных конференциях. Международная деятельность сыграла роль катализатора в деле охраны окружающей среды в стране. Китай заимствовал опыт управления, привлек иностранные инвестиции, а также помощь в создании соответствующих органов и кадров.

Необходимо отметить, что в своей международной деятельности по охране окружающей среды Китай исходит из того, что при поддержании совместного развития среды и экономики развитые государства несут главную ответственность за ухудшение среды. При решении проблем окружающей среды необходимо учитывать интересы развивающихся стран.

Китай – крупный получатель международной финансовой помощи на различные целевые экологические программы. Страна получила технологии, информационные сети и базы данных в рамках экологической помощи. Были осуществлены так называемые демонстрационные проекты по защите среды, финансируемые из кредитов Всемирного банка. Отмечается постоянное двустороннее сотрудничество с США, в 2006 г. были заключены различные совместные соглашения с Японией, Канадой, Германией, Южной Кореей, Европейским Союзом, Норвегией, Австралией.

В региональном плане Китай проводит регулярные конференции по охране окружающей среды с Японией, Южной Кореей. Ведется сотрудничество в рамках АРЕС. Были проведены конференции по проблемам кислотных дождей, охраны Восточно-Китайского моря и др. В 1989 – 2005 гг. в Китае принято более 20 законов по проблемам природопользования и охраны окружающей среды, ратифицированы основные международные соглашения, в том числе по борьбе с изменением климата и озонового слоя, биологическому разнообразию, борьбе с опустыниванием, охране морской среды, сохранению памятников природного и культурного наследия и др.

Таким образом, Китай активно участвует в международном сотрудничестве по проблемам экологии и, в силу его становления в качестве мировой державы XXI в., занимает важное место в формирующемся международном механизме охраны окружающей среды.

Международная экологическая политика развивается на нескольких взаимосвязанных уровнях: глобальном – прежде всего в системе ООН; региональном – в рамках региональных организаций и специализированных функциональных программ, а также в системе многосторонних межгосударственных отношений; двустороннем – в процессе взаимодействия государств, чаще всего географических соседей, решивших объединить свои усилия в изучении и решении конкретных проблем. Независимо от масштаба взаимодействия все эти формы сотрудничества ориентируются на разрешение международных экологических проблем. В основе современной международной экологической политики лежат не узкотрактуемые национальные интересы, характерные для внешней политики эпохи идеологических и военных конфронтаций, а общечеловеческий интерес, направленный на сохранение природы.

Для Китая участие в международной деятельности по охране окружающей среды – это важный способ продвигать свой курс экологической дипломатии, защищать свои экологические права и интересы, содействовать экономическому и экологическому развитию своего государства. При этом главной целью международной экологической политики является защита глобальной экосистемы, основные задачи включают в себя разрешение международных экологических споров и конфликтов, разработку международных договоров по проблемам окружающей среды, установление международного сотрудничества в сфере экологии, и, в конечном итоге, создание нового глобального экологического порядка.

Таким образом, констатируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: суть курса внешней экологической политики заключается в реализации на мировой арене государственных интересов, связанных с проблемами окружающей среды, посредством средств дипломатии. Суть экологической дипломатии заключается в получении максимально возможной доли в мире ограниченных ресурсов и экологического потенциала.

Однако в данных трактовках содержится определенное противоречие: с одной стороны, нормы и принципы международного экологического права провозглашают своей конечной целью создание такого механизма охраны окружающей среды, который будет соответствовать всем требованиям перехода мирового сообщества к устойчивому развитию; с другой стороны, большинство суверенных государств – субъектов международного экологического права – используют экологическую дипломатию как средство реализации своих национальных интересов экономического развития, что далеко не всегда ведет к снижению глобальной экологической напряженности. Именно в этом противоречии заключается проблематичность создания эффективного международного механизма охраны окружающей среды.

Внешняя экологическая политика китайского государства ориентирована на соблюдение собственных интересов развития и имеет следующие особенности: во-первых, направленность на защиту государственных интересов и противостояние давлению других более развитых государств в вопросах охраны окружающей среды, препятствующих экономическому развитию Китая; во-вторых, активное привлечение экономической, политической и другой помощи со стороны мирового сообщества для решения внутренних социально-экологических проблем.

Внешнюю экологическую политику Китая, выступающую средством внешней регионализации КНР в стремлении за ресурсами и экологическим потенциалом, невозможно рассматривать без учета влияния аксеологического фактора. В формировании международной стратегии улучшения состояния окружающей среды КНР постоянно опирается на традиционные социально-экологические ценности, накладывая их на современные условия развития. Неизменно присутствующий национализм во внешней и внутренней региональной экологической политике Китая и видение своего государства в центре мировой системы (Срединное Царство), а остальных государств как поля для реализации своих национальных интересов, являются достаточным поводом для беспокойства. Речь идет об экологических угрозах, которые представляет Китай для граничащих с ним государств, в том числе и России.

Неуклонный рост населения Китая усугубляет проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Ограниченность территории в комплексе с демографическими проблемами и недостатком природных ресурсов представляют потенциальную угрозу территориальной целостности и нерушимости границ соседних государств. Китай находится на одном из первых мест по уровню загрязнения окружающей среды, что несет в себе реальную экологическую угрозу всему мировому сообществу и отдельным его субъектам.

В подтверждение данной мысли можно привести целый ряд примеров, когда Китай, пренебрегая принципами ненанесения экологического ущерба трансграничным территориям, экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов, международно-правовой ответственности за нанесение ущерба окружающей среде и рядом других принципов международной охраны окружающей среды, выбирает в качестве приоритетного экономическое развитие в его экстенсивном варианте.

Во-первых, речь идет о подписании Киотского протокола. Как известно, Киотский протокол – это международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления климата, подписанное в 1997 г. в Киото (Япония).

Киотский протокол является одним из проявлений глобализации как социально-экологической, так и экономической сфер мирового развития, когда регулирование, главным образом экономической, деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений.

По мнению КНР и ряда других как развитых, так и развивающихся государств, Киотский протокол ставит страны в неравные условия. Согласно Киотскому протоколу, преимущества имеют страны, развивающие экологически чистые технологии, а дополнительные расходы возлагаются прежде всего на страны, где преобладают «грязные» технологии. Однако в более выгодных условиях оказываются и те страны, которым «повезло» иметь обширные лесные пространства, даже если в них преобладают «грязные» технологии (Бразилия, Россия). Крупные же дополнительные расходы ложатся на те развитые страны, которые обладают высоким уровнем промышленного развития (как США). Поскольку «грязные» технологии преобладают в развивающихся странах, то Киотский протокол вообще не накладывает на них никаких обязательств, чтобы не вызвать их негативную реакцию. Поскольку, однако, такие обязательства неизбежны при дальнейшем развитии киотского механизма, то многие развивающиеся страны и, прежде всего Китай, сразу стали демонстрировать критическое отношение к Киотскому протоколу.

С другой стороны, в противовес Киотскому протоколу в июле 2005 г. по инициативе США было образовано Азиатско-тихоокеанское партнерство по экологическому развитию и климату. В него вошли развитые страны, не подписавшие Киотский протокол (США, Австралия), и крупные развивающиеся страны, которые также ортказались взять на себя обязательства по Киотскому протоколу (Южная Корея, Китай и Индия). Хотя официально Азиатско-тихоокеанское партнерство объявлено дополнением к механизмам Киотского протокола, в СМИ его часто называют «антикиотским соглашением». Если Киотский протокол основан на квотировании выбросов, то Азиатско-тихоокеанское партнерство делает ставку на передачу «чистых» технологий от развитых стран развивающимся. Поскольку предлагаемый США и поддерживаемый Китаем механизм не предполагает обязательств по сокращению выбросов, то он тормозит или даже разрушает идею мирового рынка квот на загрязнение.

Во-вторых, нерациональное использование водных ресурсов, расположенных на трансграничных территориях. Дефицит в Китае водных ресурсов является одной из причин, препятствующих экономическому развитию отдельных регионов КНР, например, Западного региона. Задачу, по мнению китайского правительства, можно решить только за счет использования, так называемых трансграничных рек СУАР и Казахстана, в связи, с чем возникает множество затруднений в отношениях между Китаем, Казахстаном и Россией. Многие реки, начинающиеся в Китае, в среднем и нижнем течении протекают по территории Казахстана. Из существующих в Казахстане шести гидроэкологических районов два – Балхаш-Алакольский и Иртышский – тесно связаны с Китаем.

Иртыш на территории Китая (Черный, или Кара-Иртыш) собирает свои воды на южных склонах Алтая. Это единственная река СУАР, имеющая сток в океан, суммарная нагрузка на водную экосистему района уже на 21 % превышает имеющиеся ресурсы, при этом иртышская вода сильно загрязнена. Предполагается, что после завершения строительства в СУАР оросительного канала, Казахстан потеряет еще 20 % годового стока этой реки. Дополнительный забор воды может привести к самым серьезным экологическим и экономическим последствиям.

От согласованной водной политики Казахстана и Китая зависит ряд территорий России, прежде всего Омская и Тюменская области. В результате повышенного забора воды в Китае Россия уже лишилась 2 млрд км3 воды в год. Соперничество за водные ресурсы в регионе значительно усилится с завершением масштабного проекта по переброске вод Янцзы на север и внедрению водосберегающих технологий в сельское хозяйство. Вопрос легитимного режима водопользования, ирригационного и гидроэнергетического строительства на трансграничных реках представляет собой очень сложную проблему.

Помимо проблем с водами Казахстана, существуют и ряд разногласий в трансграничном использовании реки Аргунь между АРВМ и Забайкальским краем Российской Федерации.

Водный кодекс КНР, принятый в июле 1988 г., в статьях 51 и 52, признавая в качестве превалирующих положения возможных международных соглашений об использовании водных ресурсов трансграничных рек, оставляет за КНР и ее территориальными органами управления право решать вопросы использования вод в пользу китайской стороны.

В последние годы усиливается антропогенное воздействие на природную среду в бассейне Амура со стороны Китайской Народной Республики. При высоких темпах промышленного освоения приграничных территорий и интенсивном развитии сельского хозяйства происходит прогрессирующее загрязнение вод реки Амур неочищенными сточными водами, осушаются и распахиваются болота, уничтожаются леса по берегам рек, загрязняются почвы.

Так, согласование вопросов совместного использования ресурсов реки Аргунь является одной из важнейших сторон сотрудничества России и Китая, так как 930-километровый участок российско-китайской границы проходит по этой реке. Аргунь – крупная водная артерия Восточного Забайкалья, принадлежит бассейну Амура и формирует качество вод в его верховьях. Различные подходы России и Китая к использованию водных ресурсов, особенности формирования национальных природоохранных политик двух стран, различия в приоритетах экономического развития – все это породило особые проблемы и несогласованность в действиях по использованию ресурсов единого природного комплекса, каким является экосистема реки Аргунь.

70 % водного стока Аргуни формируется на территории Китая, где водосборный бассейн аккумулирует и транспортирует к государственной с Россией границе широкий спектр антропогенных поллютантов (загрязняющих веществ). Бассейн реки в китайской части представлен обширным сельскохозяйственным регионом, в котором проживают около 800 тыс человек, индустриальным центром данного региона является город Хайлар.

Уже более 20 лет природоохранные Службы Забайкальского края и научные учреждения регистрируют нарастающее неблагополучие состояния рек Аргунь. Воды низкого качества с классификацией «грязные» и «очень грязные» по российской системе стандартов с неудовлетворительными санитарно-гигиеническими показателями регистрируются на входе с китайской территории в течение всего года.

Причиной такого состояния речных вод является достаточно интенсивное использование Аргуни для отведения не полностью очищенных промышленных стоков с китайских предприятий (пищевых, химических, текстильных, машиностроительных и других).

В связи с острой нехваткой воды в южных районах Монголии (Гоби), вызванной чрезмерным перевыпасом скота в горах Хентая, развитием поселений горнодобывающих комплексов, начиная с 2003 г. в Монголии неоднократно поднимался вопрос о переброске части стока рек Селенга, Керулен, Онон и Бальджа на юг. Данная проблема постоянно обостряется в связи с деградацией высокогорных болот, имеющих ключевое значение для водообеспечения обширных территорий.

Очевидным первоочередным последствием такой переброски будет уменьшение стока в оз. Далайнор на территории КНР, и без того стремительно мелеющего в последние годы.

Для поддержания уровня оз. Далайнор и появился проект о переброске части стока р. Хайлар (т.е. верховьев р. Аргунь). Выделяют ряд последствий, связанных с данным проектом: деградация глобально значимого природного комплекса; ухудшение местного климата и условий для сельского хозяйства и возможностей адаптации к изменениям климата; снижение рыбопродуктивности; ухудшение качества воды, ухудшения условий для водоснабжения; изменение динамики русла; назревающий кризис водопользования в верховьях Амура; экологическая безопасность на российско-китайской границе и др.

Международное сообщество, оказывающее Китаю значительную финансовую и техническую помощь в повышении эффективности природопользования и решении экологических проблем, вправе рассчитывать на конструктивную позицию Пекина, на его самое активное участие в двустороннем и многостороннем сотрудничестве по экологической и природоохранной проблематике.

С учетом того, что российская цивилизация развивается в культурном ареале на стыке крупнейших локально-региональных цивилизаций индоевропейского и азиатского типов, и именно восточноазиатский вектор имеет немаловажное значение во внешней стратегии России, особую значимость приобретает эффективное двустороннее и региональное сотрудничество с КНР в сфере охраны окружающей среды. При этом такое сотрудничество непременно должно основываться на принципах устойчивого развития.

Существующая сегодня ситуация, когда Китай, с одной стороны, активно участвует в международной деятельности по охране окружающей среды, демонстрируя солидарность принципам устойчивого развития и провозглашая идеологический курс на построение «гармоничного социалистического общества» внутри своего государства и создание «гармоничного мира» в рамках всей планеты; с другой стороны, Китай все еще очень зависим от экстенсивной модели экономики, перестройка которой потребует не только коренных преобразований в системе государственного хозяйствования, но и глубокой переоценки ценностей постиндустриальной эпохи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *