РОССИИ НУЖЕН ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС

Основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации 1993 года [1] – устанавливает и гарантирует лицам, проживающим в России право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Законодательная система страны, со своей стороны, обязана обеспечить каждому жителю России защиту установленных прав от нарушений. Отметим, что эффективное государственное управление в области охраны здоровья и благоприятной окружающей среды возможно только при существовании четкой системы нормативно – правовых актов, которые регулируют названные правоотношения, что обеспечивает стабильность политики экологической безопасности страны.

Представим систему нормативно – правовых актов, регулирующих экологические отношения:

1. Нормы международного права — 16 Конвенций в области охраны окружающей среды и протоколов к ним;

2. Национальные законы – Конституция РФ, федеральные законы (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Федеральный закон «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об охране озера Байкал», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об уничтожении химического оружия», «Об отходах производства и потребления», О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и множество других;

3. Подзаконные нормативно – правовые акты — 15 Указов Президента РФ, 140 постановлений Правительства РФ, бесчисленное количество актов министерств и ведомств;

4. Нормативно – правовые акты субъектов России [2, с. 265].

Изучение и применение на практике такого количества нормативно – правовых актов становится непосильной задачей не только для лиц, проживающих на территории России, но и для органов, которые должны осуществлять охрану экологических прав граждан [3, с. 229]. Постоянное увеличение количества актов в области регулирования экологических отношений, оказывает слабое действие на сложившуюся ситуацию. Помимо этого, существует несогласованность между нормативно – правовыми актами, что, в свою очередь, приводит  пробелам и коллизиям в праве, и как следствие, невозможности применение норм на практике.

В такой ситуации нужно акцентировать внимание не на количестве, а на качестве принятых нормативно – правовых актов.

Основной проблемой для стабильного и эффективного регулирования экологических отношений является отсутствие единой концепции в подходе к формированию экологического законодательства. Таким единым стержнем и должен стать Экологический кодекс РФ.

Идея создания Экологического кодекса рассматривается на протяжении  более 15 лет. Постоянные дискуссии продолжаются до сих пор. И даже тот факт, что 2017 год был объявлен «Годом экологии» не принес результатов, и не внесен проект Экологического кодекса на рассмотрение законодательными органами страны.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ на сайте 08 октября 2007 года опубликована только Концепция проекта Экологического кодекса Российской Федерации. В данной концепции говорится, что «принятие Экологического кодекса РФ позволит создать правовые условия для поддержания благоприятной окружающей природной среды как основы устойчивого развития общества и государства, стимулировать экономическими методами сокращение негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, обеспечить снижение бюджетных затрат на ликвидацию ущерба и социальных издержек от негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду» [4]. Идеи, заложенные в концепции хорошие, но требуется их реализация.

В завершении исследования можно сделать следующие выводы:

1. Земля и другие природные ресурсы – это основа жизни и деятельности народов, которые проживают в России. Они образуют общую экологическую систему, находясь в тесной фактической взаимосвязи, и поэтому нужно обеспечить правовую согласованность в регулировании общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

2. Основным направлением в совершенствовании системы любого законодательства является создание кодифицированного акта, который объединяет всю нормативную базу в определенной сфере. А в сфере экологических правоотношений таким актом может быть только Экологический кодекс.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. — 2014. — №31. — ст.4398.
  2. Акулина Н.Е., Акулин С.В. Тенденции развития экологического законодательства России в сфере разработки и принятия экологического кодекса Российской Федерации //  Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2016. С. 264-267 — URL https://vuzru.ru/tendentsii-razvitiya-ekologicheskogo-zakonodatelstva-rossii-v-sfere-razrabotki-i-prinyatiya-ekologicheskogo-kodeksa-rossijskoj-federatsii/ (Дата обращения: 16.12.2017)
  3. Кобылинская С. В., Карсанова З. К. Вопросы кодификации экологического законодательства РФ // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 228-230.
  4. Концепция проекта Экологического кодекса Российской Федерации // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *