Во всем мире насчитывается порядка 50 000 МНПО, некоторым из которых уже удалось приобрести межнациональный характер и всеобщее признание. Они оказались необходимыми компонентами международно–правовой системы и принимают активное участие в решении всевозможных проблем глобального управления.
На сегодняшний день проблема глобального потепления имеет отношение практически к каждому обитателю нашей планеты, и это мы ощущаем уже сегодня.
По данным экспертов ООН, выбросы парниковых газов в атмосферу с 70-х гг. ХХ века увеличились на 70 %, а если темпы роста не снизятся, то к 2030 г. они вырастут еще на 25 % по сравнению с уровнем 2000 г. Чтобы избежать наихудших последствий изменения климата, общемировой объем выбросов к 2020 г. должен быть сокращен на 20–40 % от уровня 1990 г.
Крупным достижением с точки зрения участия общественности и МНПО была Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), прошедшая в Рио- де-Жанейро в 1992 году, на которой концепция устойчивого развития получила признание глав государств и правительств мира. Неправительственные организации принимали очень широкое обсуждение в дискуссиях по подготовке к ЮНСЕД.
Конференция в Рио стала одним из самых знаменательных событий современности. Всемирный форум сконцентрировал внимание государственных деятелей и мировой общественности на ключевом вопросе о неразрывной взаимосвязи проблем развития современной цивилизации и сохранения окружающей природной среды. В документах Конференции констатируется, что человеческая цивилизация переживает поворотный момент в своей истории. Человечество делает выбор в пользу сбалансированного подхода к решению глобальных проблем, обеспечивающего повышение жизненного уровня всего населения планеты, не разрушая при этом окружающую среду.
На Конференции 1992 была принята Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК). Конвенция является важнейшим политическим документом в системе усилий мирового сообщества по обеспечению устойчивого развития и деятельности по решению проблемы глобального изменения климата. РКИК закладывает основы политики в сфере управления выбросами парниковых газов.
Это стало толчком к проведению Международной конференции в японском городе Киото в 1997 году, которая была посвящена именно проблеме перемены климата. Основным обсуждаемым вопросом был поиски возможностей замедления изменений климата. В итоге был принят Киотский протокол – соглашение, регламентирующее выброс парниковых газов в атмосферу, заключенное ведущими мировыми государствами (среди присутствующих на Конференции были представители 160 государств).
Протокол так же, как и РКИК, является международным политико-правовым документом, принятым на основе консенсуса, достигнутого всеми сторонами РКИК. Основная цель Протокола – разработать и апробировать эффективные, приемлемые для участников Киотского процесса механизмы реализации конечной цели РКИК и получить реальный результат, отталкиваясь от которого можно будет ускорить дальнейшее продвижение к конечной цели. Научная обоснованность положений Протокола обеспечивается самой Конвенцией и результатами широкомасштабной международной научной деятельности, ведущейся МГЭИК и другими исследовательскими группами. Наличие серьезной угрозы для глобальной климатической системы было признано достаточным основанием для разработки Киотского протокола.
Конвенция устанавливает ряд руководящих принципов деятельности по достижению поставленной цели. Принцип принятия мер предосторожности предусматривает, что недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия предупредительных мер, если существует угроза серьезного или необратимого ущерба. Принцип «общей, но дифференцированной ответственности» отводит развитым странам ведущую роль в решении проблемы изменения климата. Другие принципы касаются особых проблем развивающихся стран и важности содействия устойчивому развитию. Развитые и развивающиеся страны берут на себя общие обязательства. Все Стороны РКИК готовят и представляют «национальные сообщения», содержащие кадастры (результаты инвентаризации) антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов; принимают национальные программы, содержащие меры по смягчению последствий изменения климата и разрабатывают стратегии адекватной адаптации к этим изменениям; со рудничают по научнотехническим вопросам и вопросам образования и содействуют просвещению, информированию общественности и обмену информацией, связанной с изменением климата и т. д.
Киотским протоколом предусмотрены гибкие механизмы его реализации, позволяющие повысить экономическую эффективность действий мирового сообщества по достижению поставленных целей путем международного сотрудничества в области снижения эмиссий парниковых газов (ПГ) с использованием рыночных механизмов.
Установлен список парниковых газов, суммарные выбросы которых будут учитываться при оценке достижения целевых показателей по снижению или ограничению выбросов. В него вошли: диоксид углерода (СО2), метан (СН4) и закись азота (N2О), а также три группы долгоживущих промышленных газов. Рекомендуется осуществлять «в целях поощрения устойчивого развития» политику и ряд мер по снижению выбросов, таких как повышение эффективности использования энергии и содействие воспроизводству лесных ресурсов, а также поощрение устойчивых форм сельского хозяйства.
Комитет по исполнению Протокола может мобилизовать финансовые и технические ресурсы для помощи тем странам, которые сталкиваются с трудностями при выполнении взятых обязательств.
На 7-й Конференции Сторон Конвенции в Марракеше (Марокко) в 2001 г. были разработаны и единогласно согласованы подзаконные акты, регламентирующие нормы и правила выполнения положений Киотского протокола. Принятый пакет соглашений устанавливает все требования, соблюдение которых необходимо для участия в механизмах гибкости в рамках Киотского протокола, а также принципы и правила их применения.
Протоколы совместного осуществления могут выполняться на территории страны Киотского протокола при частичном или полном финансировании другой страны из того же списка. Механизм ПСО заключается в следующем. Две страны (или предприятия, зарегистрированные в этих странах), договорившиеся об использовании механизма ПСО, реализуют совместный проект по снижению выбросов или увеличению поглощения парниковых газов. Они регистрируют его в Секретариате РКИК и проходят все необходимые процедуры проверки (верификации) полученных результатов. Сокращенные выбросы передаются от одной стороны к другой и засчитываются в ее бюджете снижения выбросов.
Киотский протокол к РКИК предусматривает механизм торговли квотами. Образцом для него послужил многолетний успешный опыт США по использованию механизма торговли разрешениями/квотами на различные виды загрязнений окружающей среды при решении экологических проблем. Торговля квотами может происходить между странами на основании двусторонних соглашений. Страны также могут разрешить своим компаниям прямо или косвенно (при государственном посредничестве) участвовать в торговле квотами и сокращениями выбросов, передавая им часть неиспользованной квоты на определенных условиях, например, при условии вложения вырученных от сделки средств в меры по снижению выбросов.
Согласно требованиям Киотского протокола, все национальные сообщения и ежегодные национальные инвентаризации проходят процедуру углубленной проверки на соответствие Руководящим принципам РКИК и МГЭИК, организуемой Секретариатом РКИК.
И без участия и посредничества международных неправительственных организаций разработка Киотского протокола, а также Марракешских соглашений могла быть отсрочена на десятилетия или крайне затруднена.
НПО считают, что атомная энергетика и крупномасштабная гидроэнергетика не могут рассматриваться в качестве альтернативы углеводородным источникам энергии в решении проблем изменения климата, в том числе в качестве проектов совместного осуществления в рамках «после-Киотского» соглашения. Необходим постоянный диалог официальных структур, формирующих и осуществляющих климатическую политику, и гражданских организаций. И экологические НПО должны и готовы участвовать в таком диалоге.
Задачей нового соглашения является именно «поворот» мировой экономики, прежде всего энергетики на низкоуглеродный сценарий развития, снижающий выбросы в 2 раза к 2050 г.
У человечества есть мощные инструменты, которые могут быть использованы для решения конкретных проблем и для содействия в достижении «умного» и устойчивого будущего – это информационно-коммуникационные технологии, или ИКТ. Для создания и использования ИКТ требуется электроэнергия, и, по оценкам, на ИКТ приходится около 2,5% выбросов парниковых газов в мире – и эта цифра будет увеличиваться, поскольку ИКТ становятся все более широко распространенными. Но эти технологии могут обеспечивать и экономию электроэнергии, причем в гораздо большем объеме, чем требуется для них самих, помогая при этом экономить также природные ресурсы. Они являются одной из важнейших составляющих решений в области изменения климата и поддержания устойчивости.
Существуют три основных способа, с помощью которых ИКТ могут помочь нам двигаться в направлении более зеленой экономики: повышение энергоэффективности, замена механических средств цифровыми, а также проверка состояния окружающей среды.
Благодаря этим путям энергосбережения с помощью ИКТ представляется возможным сокращение выбросов парниковых газов. В отчете Глобальной инициативы по устойчивому развитию электронной сферы (GeSI) было высказано предположение о том, что благодаря использованию ИКТ к 2020 году общий объем выбросов парниковых газов можно сократить до 15%, что более чем в пять раз превышает объем выбросов, производимых самим сектором ИКТ. Когда дело доходит до мониторинга уже происходящих изменений в окружающей среде, ИКТ играют решающую роль. Спутники собирают и посылают данные о подъеме уровня моря или уменьшении ледникового покрова; фиксируются данные об урожае и лесном покрове, отмечаются сведения о водных ресурсах. Такие данные используются исследователями во всем мире для проведения компьютерного анализа.
Полный потенциал ИКТ может быть достигнут благодаря возможности установления соединений в глобальном масштабе. Обеспечение функциональной совместимости является одной из основных задач Регламента международной электросвязи (РМЭ), который пересматривался в последний раз в 1988 году, когда еще было мало известно об угрозе изменения климата. Рамочная конвенция ООН по изменениям климата, Киотский протокол и Марракешские соглашения, дополняющие Конвенцию, остаются главной основой международных усилий по решению проблемы климатических изменений. Главным же при этом является необходимость совершенствовать умение конструктивно участвовать в реализации Киотской системы и в проведении международных переговоров. Это умение необходимо не только развивающимся странам, но также деловым и внутриполитическим кругам всех стран, от которых зависит успех интернациональных усилий по решению проблемы климата.