Принципы экологического контроля и надзора

Итак, несмотря на то, что принципы государственного экологического контроля в научной литературе репрезентованы, можно констатировать, что в юриспруденции отсутствует единственный научный подход по количеству и перечню принципов экологического контроля и критериев их классификации. Поэтому, целью нашей работы является углубление изучения принципов по их перечня и критериев классы фикации и адаптация этих вопросов в сфере обеспечения экологической безопасности, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В логическом смысле, с точки зрения философии, принципы возникают центральным понятием, основой системы, обобщением и распространением любого положения на все явления той отрасли рассматривается.

Понятие «принципа» происходит от лат. principium — основа, начало и трактуется как: 1) основное, исходное положение теории, учения и т.д., руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд, что означает норму поведения. Таким образом, приведенные значения указывают на тесную связь между объективно существующими определенными правилами, имеют основное, исходящее значение, и такими субъективными свойствами, как внутреннее убеждение, взгляды.

При определении понятия «принципы контроля» необходимо: во-первых, учитывать наиболее важные, объективно необходимые проявления контроля, отражающие его природу и направленность, специфику как самостоятельного законного образования; во-вторых, воспроизводить такие методологические требования, которые постоянно выявляются и используются в процессе проведения контроля, способствуют на практике повышению его эффективности.

Понятие и формы государственного контроля в области охраны окружающей среды

Различные научные подходы к определению сущности и значения принципов экологического управления и контроля предусматривают, прежде всего, изучение их основных критериев, разработки классификационных признаков и анализа их в соответствии с экологическим законодательством. Юридическая научная мысль по этому вопросу позволяет проанализировать следующие наиболее важные классификационные признаки критериев принципов экологического контроля.

По критерию деятельности контролирующих органов. При исследовании проблематики классификации принципов контроля предлагает подразделять их на три группы, а именно: общие принципы деятельности субъекта контроля (состоят из принципов деятельности самого субъекта и принципов его деятельности как органа соответствующей ветви власти); межотраслевые принципы государственного контроля (образуются синтезом общих принципов права и государственного управления в соответствии с предметной спецификой контрольной деятельности); отраслевые принципы контроля. В.С. Шестак, рассматривая принципы государственного контроля с позиций восприятия контроля как юридической деятельности, указывая на их иерархичность, относит к ним: принципы юридического процесса; общие принципы государственного строя и принципы процессуальной деятельности; принципы деятельности контролирующих субъектов; принципы конкретной контрольной деятельности и общие принципы контроля.

По критерию вида источника закрепления принципов экологического контроля. Разделяют принципы контроля на: конституционные и закреплены в других законодательных актах; и в зависимости от области распространения их действия — на межотраслевые, отраслевые и специальные (которые распространяются только на контрольно-процессуальную деятельность). И.Б. Шахов, В. Горшенев выделяли конституционные, общепроцессуальные и специализированные принципы контроля. Поскольку в основу классификации указанных принципов заложено одновременно два критерия — вид источника и отрасль распространения их действия, Д.В. Лученко несколько уточнил такую классификацию.

Автор не может не согласиться с достаточно распространенным мнением ученых, а именно О.К. Голиченкова и других по разделу системы принципов государственного экологического контроля на общие и специальные. Выделяют общие принципы контроля (как социального явления); принципы административного процесса и специальные принципы государственного контроля хозяйственной деятельности. По ее мнению, только применение их в системе позволяет обеспечить надлежащий уровень выполнения социальных функций субъектами хозяйствования и воздержание от нарушений их прав со стороны государства. Заслуживает внимания ее обобщающая характеристика принципов контроля: объективность; системность; систематичность и регулярность; оперативность; действенность; массовость и избирательность; гласность; плановость; экономичность; научность; эффективность.

По мнению А.К. Голиченкова специальные принципы экологического контроля должны определяться исходя из общепризнанных международных руководящих принципов контроля, с учетом специфики контроля экологической деятельности. К ним относятся: принципы независимости контрольных органов и их должностных лиц; иммунитета хозяйственной деятельности от незаконного вмешательства органов контроля, принцип разграничения контрольных и хозяйственных функций; принцип приоритета предупредительного контроля; приоритета финансового контроля; принцип контроля результата экологической деятельности; принцип самоконтроля предприятий; принцип законодательного ограничения сроков функционирования органов экологического контроля, действующих в составе центральных органов государственного управления; принцип информационного, научного и кадрового обеспечения контроля.

Совершенствование общих принципов экологического контроля

Не все ученые придерживаются предыдущей точки зрения. Так, по мнению Н.Н. Заславской, систему принципов государственного экологического контроля, произведенную в науке экологического права и закрепленную в законодательстве, необходимо дополнить такими принципами, как принцип соединения разумной периодичности и оперативности о ведении мероприятий по государственному экологическому контролю, принцип концентрации и взаимосвязанности полномочий. Так, с одной стороны, периодичность проведения мероприятий по государственному экологическому контролю должна определяться с учетом соблюдения прав и законных интересов организаций и физических лиц, которые контролируются. С другой стороны, оперативность этих мероприятий должна обеспечивать соблюдение прав каждого на благоприятную окружающую среду (сочетание частных и публичных интересов). Принцип совпадения прав и обязанностей предполагает, что права и обязанности подконтрольных участников правоотношений в сфере государственного экологического контроля должны четко соответствовать правам и обязанностям контролирующих субъектов.

Необходимо отметить, что для органов государственного экологического контроля, их должностных лиц осуществления контроля — это не только право, но и обязанность. Итак, неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности, что привело к неблагоприятным последствиям для подконтрольных субъектов и / или окружающей природной среды, должно быть основанием для возникновения правовых последствий.

По принципу концентрации и взаимосвязанности полномочий, то во-первых, данный принцип предполагает наделение полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля только одного специально уполномоченного на то государственного органа; во-вторых, в системе и структуре органов государственного экологического управления недопустим имеющийся разрыв единых по своей сути функций, которые формально не являются частью государственного экологического контроля, но тесно с ним связанные (государственная экологическая экспертиза, государственный учет о объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, мониторинг окружающей среды, государственный кадастр и т.д.).

Система государственного экологического контроля России как составляющая единой системы государственного контроля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *