Правовое обеспечение экологического страхования

Российские законодательные акты представляют собой основу для развития в Российской Федерации экологического страхования. В первую очередь таким законом является закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Гражданский кодекс РФ, 48  глава которого отведена экологическому страхованию как отдельному виду обязательств. Также для экологического страхования большое значение имеют положения Гражданского Кодекса, которые отражены в статьях 927, 929, 931, 935, 936, 947, 963, 966 [9, 12].

Также базу для экологического страхования в РФ составляет Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. № 116-ФЗ, который устанавливает и регулирует отношения в сфере экологического страхования, в случае где заключение страхового договора за причинение вреда окружающей среде и здоровью человека при эксплуатации опасных производственных объектов признается обязательным для соответствующих организаций (ст. 9), а в лицензиях на эксплуатацию подобного производства заносится запись о наличии такого договора (ст. 6) [22].

Негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как часть общего, возможного в случае возникновения аварии или чрезвычайной ситуации, вреда. В таком случае определяется минимальный объем страховой денежной суммы, которая зависит от критериев опасности объектов, рассмотренных в самом же законе (ст. 15).

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» рассматривает страхование риска гражданской ответственности как один из возможных вариантов привлечения к ответственности за вред, который был нанесен окружающей среде в результате аварии гидротехнического сооружения. Данный закон предусматривает обязательность страхования риска гражданской ответственности на период строительства и эксплуатации объекта гидротехнических сооружений [23].

ФЗ «О  соглашениях о разделе продукции» рассматривает страхование ответственности по возмещению вреда при авариях, повлекших за собой вредное воздействие на окружающую природную среду, в качестве обязательства инвестора (п. 2 ст. 7). Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ (ред. от 30.12.2008г.) называет страховой договор одним из видов финансового обеспечения использующей организации на случай возмещения вреда, причиненных радиационным влиянием, и соответственно — необходимым условием для разрешения на использование ядерного объекта (ст.  56). Этот закон ограничивает страховщика на приостановку или прекращение страхования путем возложения на него обязанности заранее осведомить об этом надзорный орган. Условия и порядок страхования гражданско-правовой ответственности за убытки и ущерб, который причинен радиационным влиянием, порядок и источники образования страхового резерва, а также порядок оплаты социально-экономических возмещением определяются законом. Страхование ответственности за  ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц влиянием космической деятельности на окружающую природную среду, предусматривается Законом РФ от 20.08.1993 №5663-1 «О космической деятельности».

Некоторые нормативные локальные акты упоминают об экологическом страховании в определенном контексте. Для примера, в соответствии со ст.56 ФЗ «О животном мире», в случае невозможности предотвратить аварию или возможный ущерб окружающей среде, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов живого мира сельскому, водному и лесному хозяйству, понесенные убытки восстанавливаются из фондов экологического страхования, при условии, что пользователь животным миром состоит в подобном фонда[21].

Отдельные нормативные акты, которые прикреплены к различным отраслям законодательства Российской Федерации, включают обязательное страхование гражданской ответственности за нанесение любого вида вреда другим лицам, даже если прямо не упоминается о страховании экологических рисков, тем не менее, принимая во внимание возможные последствия техногенных аварий, можно предположить возможность применения данных нормативных актов к экологическому страхованию.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» предусматривает, что при функционировании предприятий необходимо проводить обязательное страхование гражданской ответственности за вред здоровью человека, причиненный пожаром другим лицам.

ФЗ также устанавливает порядок и условия обязательного противопожарного страхования. Для применения мер пожарной безопасности в порядке, который устанавливается законами Российской Федерации, создаются фонды пожарной безопасности, которые определяются отчислениями страховых организаций из сумм страховых платежей в объеме не ниже 5 процентов от этих сумм (ст. 28). Также можно отметить «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», который включает положения о необходимости предоставления финансовых гарантий в результате причинения вреда окружающей среде и здоровью человека.

В 2005 году Государственной думой в первом чтении принимался законодательный проект «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ОПО), но его дальнейшее прохождение и применение было приостановлено. Но довольно частые катастрофы произошедшие за последние годы заставили правительство к возобновлению работы над данным документом, и только в июле 2010 года Государственная дума приняла закон об ОПО, вступивший в силу с 1 января 2012 года, исключая некоторые положений.

Но в тоже время необходимо заметить, что до настоящего времени не удалось создать целостную систему экологического страхования и целостное нормативно-правовое обеспечение. Невозможность создать целостную систему экологического страхования можно объяснить несколькими причинами:

нормативно-правовые акты, которые регулируют  производство большинства хозяйствующих субъектов, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду, при этом не подразумевается предоставление гарантий на случай причинения вреда окружающей среде;

отдельные нормативно-правовые акты, содержащие в себе положения об использовании страхования для компенсации причиненного вреда окружающей среде, но данные документы не содержат в себе механизмы реализации;

ни один из действующих нормативно-правовых актов не оказывает правовое регулирование в объеме, достаточном для практического внедрения  экологического страхования.

Несколько законодательных актов делают необходимым страхование ответственности на случай причинения вреда окружающей среде  при осуществлении определенных видов антропогенной деятельности. Однако они содержат лишь обязательность и необходимость страховой защиты [3].

Таким образом, подобное страхование ответственности либо не происходит совсем, либо производится без учета тарифной политики, разработанной адекватно нанесенному вреду.

В большинстве случаев условия и порядок происходящего страхования, о которых  самостоятельно договариваются две стороны, довольно часто не соответствуют целям реального экологического страхования и сути экономических методов защиты окружающей среды в соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Таким образом, для обеспечения ответственности и эффективности хозяйствующих субъектов в сфере экологической безопасности и создание целостных подходов к компенсации ущерба, причиненного окружающей среде, необходимо создание в Российской Федерации такого федерального закона об  обязательном экологическом страховании, который будет представлять собой основу единой системы предупреждения, ликвидации вреда и восстановления окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *