Правовое обеспечение торгов на право пользования участками недр

Предметное правовое регулирование проведения торгов на право использования участков недр осуществляется посредством Закона РФ № 239-1 от 21.02.1992 «О недрах»[1] (далее- Закон «О недрах»). Рассмотрим основные положения законодательного регулирования подробней.

В соответствии со ст. 13.1 Закона «О недрах», участки недр могут быть предоставлены в пользовании в результате проведения конкурсов или аукционов. Решение о проведении аукциона на право использования участков недр, отнесённых к недрам федерального значения, осуществляется непосредственно Правительством РФ. Кроме того, в таких случаях, этим же субъектом устанавливаются состав и порядок работы аукционной комиссии, определяется порядок и условия проведения аукциона применительно к каждому конкретному участку недр.

Кроме того, ч. 2 ст. 13.1 Закона «О недрах» предусмотрено, что решение о проведении конкурса или аукциона относительно предоставления участков недр, имеющих местное значение, принимаются органами власти субъектов РФ, а в отношении других участков недр, которые не отнесены, ни к местным, ник федеральным – специально уполномоченным государственным органом управления гос. фондом недр. В последнем случае, в состав конкурсной или аукционной комиссии в обязательном порядке должны быть включены представители местного органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 13.1 Закона «О недрах»).

Свои особенности имеют и требования к статусу субъектов, принимающих участие в конкурсе или аукционе относительно пользования участками недр. В соответствии с ч. 3 ст. 13.1 Закона «О недрах», при принятии решения о проведении торгов, могут быть установлены ограничения относительно участия в них субъектов с иностранными инвестициями. Данное решение принимается на основании представления органов государственной власти отвечающих за оборону и безопасность.

 По результатам проведения торгов уполномоченной комиссией принимается решение об утверждении результата. Ч. 4 ст. 13.1 Закона «О недрах» установлен срок для принятия такого решения продолжительностью не более 30 дней с даты проведения торгов. Отметим, что в сравнении с другими видами торгов в данном вопросе имеются существенные различия, поскольку те же аукционы и конкурсы в лесном и земельном законодательстве, утверждаются в день их проведения.

Установлены на законодательном уровне и основные критерии, которыми должна руководствоваться конкурсная комиссия при принятии решения относительно победителя конкурса. К таким критериям, в соответствии с ч. 6 ст. 13.1 Закон «О недрах», относятся следующие: 

— уровень научно-технической разработанности предлагаемых программ геологического изучения недр и использования их участков;

— планируемая полнота извлечения полезных ископаемых;

— вклад, который участник торгов предлагает осуществить в социально-экономическое развитие территории где расположен соответствующий участок недр;

— предлагаемые сроки реализации программ;

— эффективность мероприятий, направленных на охрану недр и окружающей среды в целом в месте проведения работ;

— критерий обеспечения обороны и безопасности государства[2].

Что касается критериев определения победителя аукциона, то, в соответствии с ч. 7 ст. 13.1 ФЗ «О недрах», он заключается в том, что из участников предложит наибольший размер единовременного платежа за право использования конкретного участка недр.

Отдельно укажем на особенности законодательства о недрах в части допустимого количества участников аукциона. Так, если в конкурсе принимает участие только один участник, то такой конкурс должен быть признан несостоявшимся. Данное правило установлено ч. 8 ст. 13.1 Закона «О недрах» и оно в полной мере соответствует положениям гражданского законодательства относительно общих правил проведения торгов. Вместе с тем, в последствии, такому участнику, при условии, что он полностью соответствует требованиям, заявленным при проведении конкурса, может быть предоставлена лицензия на тех же условиях что и проводился конкурс.

Далее рассмотрим отдельные процедурные моменты. Так, объявление о проведении конкурса на предоставление в пользование участков недр должно быть предварительно размещено в сети «интернет» на государственном сайте относительно проведения торгов. При этом, для объявления о проведении конкурса объявление должно быть размещено не менее чем за 90 дней до его проведения, в отношении аукциона – не менее чем за 45 дней. Аналогичное правило установлено и для участков недр местного значение и других участков недр, за исключением того, что объявление о его проведении в таких случаях должно быть размешено на официальных сайтах органов власти соответствующих субъектов федерации. 

Отдельное внимание в Законе «О недрах» посвящено отказу в принятии заявки на участие в торгах на право пользования участком недр, которому посвящена ст. 14. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 214 Закона «О недрах», такой отказ может последовать в случае, если:

 1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.

Далее отметим, что свои особенности имеет правовое регулирование предоставления для пользования участков недр во внутренних морских водах, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Как указывают Н.Г. Жаворонкова и В.Б. Агафонов[3], данная специфику обусловлена такими источниками отечественного законодательства, как ФЗ от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»[4], Федеральным законом от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»[5], Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»[6].

По мнению Н.Г. Жаворонкова и В.Б. Агафонова, действующее правовое регулирование торгов (аукционов и конкурсов) на предоставление право пользования участками недр в указанных территориях, несовершенно и требует изменений. Так, в соответствии с действующим Законом «О недрах», аукционы с единственным участником должны быть признаны несостоявшимися. Однако работы по геологическому изучению недр, их разведке и добыче полезных ископаемых в той же Арктической зоне (как в пределах суши, так и в море) проводятся в критических и осложнённых условиях, что в значительной степени увеличивает, как материальные, так и трудовые затраты их разработчиков. Объективно, позволить проведение таких работ на требуемом уровне могут не многие отечественные компании, что является причиной постоянного признания проводимых аукционов несостоявшимися в связи с наличием только одного предложения от юридического лица обладающего нужными для этого финансовыми, кадровыми, техническими, управленческими ресурсами[7].

С данным предложением необходимо полностью согласиться, поскольку очевидно, что количество компаний в данной сфере, которые реально могут себе позволить проведение качественной и эффективной разработки недр в данном регионе сравнительно не большое. Как правило, разработка определённого участка недр относится к интересам одной компании и других желающих попросту нет. При этом, проводимые аукционы неоднократно признаются несостоявшимися. Отметим, что частичное решение этой проблемы уже содержится в Законе «О недрах», поскольку, как уже было указано выше, в случае признания конкурса на право пользования участками недр несостоявшимся по причине наличия только одного предложения, то в последствии, к такому участнику может быть предоставлена лицензия на тех же условиях, что и был проведён конкурс. Как представляется, такой же подход может быть применён и в вопросе признания несостоявшимся проведения аукциона.

Таким образом, представляется необходимым внести изменения в ч. 8 ст. 13.1 Закона «О недрах», необходимо изложить в следующей редакции:

«В случае, если конкурс или аукцион на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях такого конкурса или по установленной минимальной цене для проведения аукциона».

Подводя итоги написания данного параграфа, так же укажем, что существенной особенностью регулирования вопроса проведения торгов (аукционов и конкурсов) на право пользования участками недр является усиленная роль органов исполнительной власти государства в определении конкурсных и аукционных требований к организации и проведению торгов применительно к тем участкам недр, которые отнесены к имеющим федеральное значение. Это связано с тем, что использование недр, в особенности, таких находящихся в них таких природных ресурсов, как нефть и газ, во все периоды развития России, и, в особенности, в нынешний имеют исключительно важное государственное значение. Риски, предоставление прав разработки участков недр с залежами обозначенных и других полезных ископаемых, недобросовестным разработчикам или субъектам подверженным влиянию иностранного капитала, связаны как с возможным нанесением ущерба окружающей среде, так и в нанесении ущерба национальной безопасности, в целом. Таким образом, конкретное правовое регулирование вопросов организации и проведения аукциона участков недр, отнесённых к имеющим федеральное значение определяются Правительством РФ применительно к конкретному такому участку, то есть устанавливается по сути индивидуальное регулирование. Отметим, что похожее правило до 2018 года существовало и применительно к лесным участкам, что было нами рассмотрено в предыдущих параграфах, однако с указанного времени правовое регулирование вопросов организации и проведения торгов осуществляется посредством ГК РФ, ЗК РФ и ЛК РФ.


[1]См.: О недрах: закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

[2] См.: Прокаев А.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере недропользования : автореферат дис. … кандидата юридических наук : 12.00.03 / Прокаев Алексей Владимирович; [Место защиты: Сарат. гос. акад. права]. — Саратов, 2010. С. 12-14.

[3]См.:  Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современное состояние и перспективы совершенствования законодательства в сфере предоставления права пользования участками недр и охраны окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2018. №6 (91). С. 191 – 198.

[4]См.:  О континентальном шельфе Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

[5] См.: Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 27.06.2018) // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

[6]См.: О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[7]См.:  Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Указ. соч. С. 195-196.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *