Понятие и формы государственного контроля в области охраны окружающей среды

Применение всех форм государственного контроля в области охраны окружающей среды в их совокупности и взаимосвязи делает контрольную деятельность более систематической и повышает ее эффективность.

Использование различных форм такого контроля позволяет глубоко анализировать состояние дел в соответствующей сфере общественных отношений. Практика применения тех или иных форм государственного контроля в области охраны окружающей среды демонстрирует доминирование тех или иных из них, при том, что это далеко не всегда обуславливается нормами закона. Довольно часто соответствующие формы контрольной деятельности предусматриваются именно на подзаконном уровне. На этом же уровне решаются процедурные вопросы реализации соответствующих форм государственного контроля.

Контрольная деятельность в области охраны окружающей среды реализуется исключительно в предусмотренных действующим законодательством формах. Исходя же за пределы этих форм, контролирующие органы допускали бы произвол в своей деятельности. Само же конституционное закрепление права каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду обусловило закрепление различных форм государственного контроля за охраной окружающей среды и его элементов. Требуя в этих формах неукоснительного соблюдения всеми субъектами соответствующих правоотношений норм природоохранного законодательства, контролирующие органы сами не могут нарушать в ходе этого процесса нормы ни материального, ни процессуального права.

Разнообразие форм и применение тех или иных из них в практике деятельности контролирующих органов обусловлены задачами, стоящими перед этими органами, а также закрепленными за ними законодательством полномочиями.

В то же время не случайно в юридические литературе констатируется, что осложнения экологической обстановки, существенное увеличение нормативного массива в экологической сфере, падение исполнительной дисциплины по реализации требований и нормативов природоохранного законодательства России, а также запутанность и параллелизм в области эколого-правового регулирования общественных отношений в государстве обусловливают необходимость применения более жесткие формы государственного контроля в области охраны окружающей среды.

Неоднозначное толкование этой категории и ее правового содержания заставляет тщательнее проанализировать существующие научные подходы к раскрытию сущности этой категории и, исходя из этого, проанализировать соответствующие формы такого контроля.

Прежде всего, следует исходить из того, что понятие «форма» является философской категорией. Это понятие определяется как внешний абрис, внешнее выражение помещенного в него содержания; это способ существования (организации) определенного содержания, относительно устойчивая связь элементов содержания, их взаимодействия, а также тип и структура этого содержания.

В юридической науке понятие «форма» достаточно широко используется как на доктринальном уровне (процессуальная форма, правовая форма, форма государства), так и в законодательных актах.

В отечественной науке существует достаточно широкая палитра взглядов относительно содержания и значения понятия контроля, государственного контроля и соответственно — государственного контроля в области охраны окружающей среды.

Формой контроля называют внешнее его выражение в конкретных действиях, которые могут различаться как по характеру, так и по глубине (объему). Она справедливо отмечает разнообразии форм контроля, применяют соответствующие органы государственной власти в пределах своей компетенции и на изменчивости, сменяемости таких форм в зависимости от условий, складывающихся в соответствующей сфере общественных отношений. Формы государственного контроля — активные элементы механизма государственного контроля и инструменты соответствующих контролирующих органов.

Само понятие формы государственного контроля в области охраны окружающей среды не используется. В Российской Федерации и Республики Казахстан, оно применяется достаточно широко (правда, в этих случаях оно используется как «государственный экологический контроль»).

Так, согласно п. 10 Правил осуществления государственного экологического контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 г.., Соответствующий контроль осуществляется в формах проверок, проводимых в соответствии с планами, утвержденными федеральной службой по надзору в сфере природопользования и в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Более развернутая характеристика форм государственного контроля в области охраны окружающей среды помещена в Экологическом кодексе Республики Казахстан. Так, согласно ч. 3 ст. 119 ЭК РК такой контроль осуществляется в форе проверки и в других формах. Такие формы названы в ст. 125 ЭК РК: аналитический контроль непосредственно на природных объектах и источниках загрязнения; камеральный контроль, осуществляемый на основе изучения и анализа представленной природопользователем отчетности и других документов непосредственно по месту нахождения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

Очевидно также, что формы государственного контроля в области охраны окружающей среды следует отличать от форм деятельности соответствующих отдельных контролирующих органов. В формах последних находит свое выражение специфика их компетенции, а не характерные черты, присущие соответствующей форме контроля вообще. Таким образом, место органа в системе государственной власти и определенные контрольные полномочия, имеющиеся у него, обусловливающих использование им тех или иных конкретных форм контрольной деятельности в области охраны окружающей среды.

Итак, учитывая приведенные научно-теоретические подходы, можно, на наш взгляд, интерпретировать форму государственного контроля в области охраны окружающей среды как:

1) деятельность уполномоченных на это органов государственной власти в предусмотренных законодательством пределах их компетенции по организации и осуществлению соответствующих контрольных мероприятий для достижения целей и задач соответствующего контроля;

2) способ внешнего выражения, организации элементов системы соответствующего государственного контроля в сфере охраны окружающей среды государством и его органами (как общей, так и специальной компетенции).

Таким образом, если первое определение делает упор на институциональном элементе (деятельность органов государственной власти), то второе, наоборот, исходит из примата закономерного выражения форме определенной организации содержания контрольной деятельности в области охраны окружающей среды. Эти дефиниции органично дополняют друг друга и касаются, по сути, двух взаимосвязанных сторон понятие «форма государственного контроля в области охраны окружающей среды»: субъектной и объективной.

 

Смотрите так же:

Совершенствование общих принципов экологического контроля

Принципы экологического контроля и надзора

Система государственного экологического контроля России как составляющая единой системы государственного контроля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *