1. Нарастание экологических проблем в дореформенный период Китая
Состояние окружающей среды Китая обусловлено географическим положением страны, демографическими характеристиками, политикой в области энергетики, особенностями интенсивного экономического развития, характеристиками антропогенной деятельности, экологической политикой и поведением основной части населения по отношению к окружающей среде.
Что касается экологической политики КНР в этот период, выделяют следующие этапы ее развития:
1949 – 1973 гг. Основными факторами, характеризующими этот период, являются первая пятилетка, «большой скачок» и «культурная революция». Экологические проблемы были отодвинуты на второй план перед лицом грандиозных задач форсированной индустриализации и решения продовольственной проблемы, обеспечения более или менее нормальных условий жизни быстро растущего населения страны. Экологическое безразличие и игнорирование экологического фактора приобретали острые специфические формы, граничащие с экологическим варварством.
1973 – 1978 гг. Китай начал выходить из внешнеполитической изоляции, вернулся в ООН и стал членом Совета безопасности. Как раз на это время пришлось начало «экологического бума». Весь мир был потрясен сенсационными докладами Римского клуба и Стокгольмской конференции по окружающей среде. В самом же Китае шел завершающий этап мучительной для страны «культурной революции». КНР испытывала серьезные трудности. Китай перешел первый экологический предел. Его население перевалило 700-миллионный рубеж, т. е. признанный многими китайскими учеными предел численности населения, которую без ущерба для себя природная среда Китая в состоянии «нести на своих плечах». Китай приступил к проведению, весьма жесткой демографической политики. В 1973 г. в Китае состоялось первое Всекитайское совещание по охране окружающей среды. Очевидно, что серьезную роль при этом сыграл внешнеполитический фактор, поскольку подобные шаги способствовали укреплению позиции КНР на международной арене. С началом реформы в Китае начал постепенно меняться весь социально-экономический контекст экологической проблемы.
Проведение курса «зерно-основа», которое началось в период «большого скачка» и особенно — в период «культурной революции» нарушило не только соотношение между зерновыми и техническими культурами, но и пропорции между земледелием, лесным хозяйством, животноводством и водными промыслами. В ходе его осуществления уничтожались леса, распахивались пастбища, обваловывались озера, что привело к быстрому распространению эрозии почв. Опустынивание, охватив обширные пространства, стало одним из национальных бедствий Китая. К концу 80-х годов экологическая деградация природных комплексов достигла таких масштабов, которые потребовали срочной, серьезной корректировки курса «ускоренного развития любыми средствами», а затем и выработки новой экологически ориентированной агарной стратегии развития.
Начиная с 1970 г., по мнению экспертов, Китай стоит перед лицом серьезной деградации окружающей среды, и эта ситуация привлекает постоянное внимание международного сообщества. В настоящий момент Китай стоит перед лицом таких глобальных экологических проблем, как потеря биоразнообразия, опустынивание, уничтожение лесов, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды, загрязнение воздуха и почв, изменение климата.
КНР относится к числу стран, в целом не обладающих богатыми лесными ресурсами. Леса в Китае занимают примерно 14 % территории страны. Запасы древесины оцениваются в 10 868 млн м3, площадь лесных угодий деловой древесины – не более 94 млн га, лесозащитных насаждении и лесных угодий не более 20 млн га. Эти показатели значительно ниже среднемирового уровня и тем более уступают показателям лидирующих стран. Показатель лесистости на одного человека в КНР один из самых низких в мире. Однако если взглянуть на проблему лесистости в Китае с точки зрения сосредоточения лесов по регионам, то можно констатировать, что Северо-Восточный Китай и Юго-Западный Китай являются большими лесными районами с ценными древесными породами.
Сокращение площади лесов началось в Китае 7 – 8 тыс лет назад в связи с использованием технологии подсечно-огневого земледелия. К 1949 г. страна оказалась практически безлесной: территория, занятая лесами, сократилась до 7,9 %, из которых 7,0 % пришлось на территорию бывшего марионеточного государства Маньчжоуго и горных районов Юго-Западного Китая, населенных национальными меньшинствами. Неуклонное снижение лесопокрытости территории продолжалось до конца 1970-х гг., когда она составила лишь 12 %.
Поэтому первые природовосстановительные программы, разработанные сразу после образования КНР, были связаны с лесной сферой. Уже в самом начале 1950-х гг. организованы крупные посадки лесов, деревьев, бамбуков и массовое озеленение. Эта работа была возобновлена и расширена с началом проведения политики реформ и открытости, ускорены темпы лесопосадок, улучшена их качественная сторона. В результате годовой объем прироста лесных ресурсов впервые превысил соответствующий показатель их потребления, а также впервые был отмечен одновременный рост площадей под лесом и количественных объемов запасов древесины.
И в дальнейшем государственная политика облесения шла с нарастающим размахом. С 1978 г. Китай претворяет 10 лесоводческих программ, в том числе защитных лесов на подвергающихся эрозии территориях в северных областях страны, продуктивно-защитных лесов в верхнем и среднем течении р. Янцзы, береговых лесов в приморских районах Восточного Китая, восстановительных горных лесов и др. В массовом порядке начали создаваться лесные полосы для прикрытия полей, почти на 1 млн га ранее бесплодных песчаников удалось вырастить фруктовые сады.
Лесоводческим проектом глобального значения является так называемая «Великая зеленая стена», по которому уже в течение нескольких десятилетий осуществляются почти непрерывающиеся ленточные посадки деревьев в северо-западных, северных и северо-восточных провинциях. В настоящее время по этой схеме уже создан крупнейший в Китае искусственный лес.
В середине 1970-х гг. возникла острая необходимость расширения правовой базы охраны лесов, в результате чего в ударном порядке был разработан опытный вариант Лесного кодекса КНР. Несмотря на то, что документ имел временный характер, с его принятием уровень и значимость лесоохраной политики значительно повысились.
В 1979 г. был принят Лесной кодекс КНР, который стал первым систематизированным природоохранным законом. В Кодексе была декларирована прежде всего поддержка не просто сохранения лесных ресурсов, но их быстрого количественного увеличения и качественного улучшения.
Позднее ряд положений этого документа был дополнен и 20 сентября 1984 г. был принят Лесной кодекс КНР во 2-й редакции, который стал одним из самых больших по объему и внутренней разработанности природоохранных законов КНР. Он состоит из 7 глав, 42 статей с приложением ряда статей Уголовного кодекса КНР, содержание которых непосредственно связано с наказанием за причинение ущерба лесам.
Дальнейшее развитие лесоохранное законодательство получило с принятием в 1980 г. «Совместного постановления ЦК КПК и Государственного совета КНР о крупномасштабных лесопосадках», которое имело большое значение для реализации конкретных задач лесовосстановления. Важно отметить также следующие законодательные акты: «Совместное решение ЦК КПК и Государственного совета КНР о некоторых мерах по улучшению лесоохраной работы лесохозяйственных предприятий» 1981 г., документы по развитию массово движения за охрану лезов 1981 г. и 1982 г., «Правила лесопользования в лесных и зообиологических заповедниках» 1981 г., «Правила рубок и обновления леса» 1987 г., «Положение о предотвращении лесных пожаров» 1988 г., «Положение о борьбе с насекомыми – вредителями леса» 1989 г.
Несмотря на достаточно активную работу по формированию лесоохранного законодательства, необходимо отметить, что все вышеперечисленные документы в значительной степени несли на себе отпечаток традиционного экологического законодательства КНР, в недостаточной мере учитывавшего условия современного социально-экономического развития и не имевшего комплексного характера. Попытка разработки документа, комплексным образом решающего правовые проблемы использования лесных ресурсов была предпринята в 1998 г. с принятием 3-й редакции Лесного кодекса КНР.
С конца 1970-х гг. государственные органы КНР уделяют возрастающее внимание проблеме законодательного обеспечения деятельности природных заповедников. Эти вопросы очень кратко уже затрагивались в первых природоохранных законах об охране окружающей среды и о лесах, принятых в 1979 г., затем получили некоторое развитие в последующих законодательных актах, в частности, в Лесном кодексе КНР 1984 г. Серьезное внимание углублению правовой базы организации и развития природных заповедников было уделено в «Законе КНР об охране диких животных» 1988 г. Однако быстрое расширение масштабов заповедного дела, усложнение практических задач в этой области, трудности организации управления и финансирования выступили предпосылками принятия в 1994 г. специализированного «Положения КНР о природных охраняемых территориях».
В июне 1972 г. Китайское правительство организовало большую делегацию для участия в конференции ООН по правам человека, которая проходила в Стокгольме. Это была первая важная международная конференция, в которой КНР приняла участие с момента, когда она вновь стала членом ООН. Премьер Джоу Энлай в это время взял курс на активное участие Китая в международном сотрудничестве, в том числе в области охраны окружающей среды. Это время можно считать началом китайской экологической дипломатии. Декларация прав человека, которая была принята во время этой конференции, считается эпохальной в истории развития движения за соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Считается, что КНР принимает активное участие в международных переговорах по вопросам экологии с середины 1980-х годов.
Для Китайской Народной Республики, которая отличается не только обширной территорией, но и значительным разнообразием природно-климатических, социально-экономических, политических и культурных факторов, особенно важны разработка и реализация такой экологической политики, которая в полной мере учитывала бы региональную специфику.
Таким образом, защита окружающей среды в Китае является одним из базовых направлений развития национальной политики. Правительство КНР уделяет большое внимание законодательной работе в этой сфере. С целью стимулирования координации экономического, социального и экологического развития Китая правительство с начала 1980-х годов разработало и воплотило ряд принципов, политических инициатив и законодательных мер. К настоящему времени КНР имеет правовую систему, основанную на Конституции КНР и Законе о защите окружающей среды Китая. В 1979 г. был выпущен первый Закон об окружающей среде и об его испытательном исполнении, который оговаривает базовые принципы координации развития экономики, социального прогресса и экологической защиты, устанавливает меру ответственности государственных чиновников различного уровня и индивидов.
2. Экологические проблемы Китая в 1980-1990-е гг.
1979 – 1992 гг. – это годы начала реформ, которые принесли не только высокие темпы экономического роста, но и высокие темпы загрязнения окружающей среды. В 1979 г. был принят (для проведения в опытном порядке) Закон КНР об охране окружающей среды. В 1989 г. этот основополагающий документ стал действовать в рабочем режиме. В 1982 г. в Конституцию КНР были включены экологические параграфы. Китайская научная мысль продуктивно работала над вопросами, связанными с экологической проблематикой. В стране шло постепенное осмысление экологической проблемы: формировались принципы государственной экологической политики, создавались законодательная база и государственная система органов, отвечающих за охрану окружающей среды. В 1983 г. охрана окружающей среды официально была объявлена составной частью государственной политики и провозглашена одной из фундаментальных политических установок. В 1987 г. были опубликованы и приняты этапные для страны «Основные положения охраны природы в Китае».
В документах XII (1982 г.) и XIII (1987 г.) съездов КПК на первое место вышла задача ограничения роста численности населения, задача удержания его на отметке 1,2 млрд человек до 2000 г. Она так и не была выполнена. Население Китая достигло численности в 1,2 млрд человек на 5 лет раньше сроков, обозначенных в партийных документах. Именно в этот период Китай стал переходить один за другим свои экологические пределы. Несмотря на активизацию экологической деятельности, принятие ряда законов об охране окружающей среды, экологические политика и практика государства носили в большой степени декларативный характер. Необходимость вывести из нищеты 250 млн человек и накормить миллиардное население обусловила тот факт, что в стране продолжали нарастать загрязнение и деградация окружающей среды.
1992 – 2000 гг. 1990-е гг. в Китае были охарактеризованы заметной активизацией экологической политики. Этому способствовали существенный экономический рост, решение застарелой зерновой проблемы и досрочное (к середине 1990-х гг.) учетверение ВВП (от уровня 1980 г.). Удалось достичь существенных сдвигов в ликвидации бедности и обеспечении населения продовольствием. В Китае была принята модель социалистической рыночной экономики. Снова заработал внешний фактор. Конференция в Рио-де-Жанейро и «стратегия устойчивого развития» наложили глубокий отпечаток на экологическую политику Китая.
Качественно новое развитие региональная экологическая политика КНР получила с принятием в 2000 г. «Национальной программы охраны природной среды». Впервые в официальных документах была поставлена задача: на основе оценки параметров экологической ситуации, ее особенностей приступить к проведению экологического районирования. В период с 2000 по 2003 гг. были проведены крупномасштабные исследования экологической ситуации сначала в Западном, а чуть позже – в Центральном и Восточном макрорегионах. Были опубликованы доклады – два региональных и один общий – об экологической обстановке по регионам и в целом по стране.
Наиболее значимым результатом работы по экологическому районированию стало то, что экологическая составляющая начала органично входить в государственную региональную политику Китая. При выделении на территории государства основных категорий экологических регионов учитываются не только параметры экологической ситуации, природно-ресурсный потенциал и хозяйственная емкость экосистем, но и уровень развития и населенность того или иного региона Китая, то есть помимо экологического фактора, важное значение придается и фактору социального развития. В соответствии с приведенными выше параметрами на территории КНР выделяются следующие категории регионов:
Регионы оптимального развития – это районы с ограниченной хозяйственной емкостью природной среды, недостаточными природными ресурсами, но обладающие относительно развитой экономикой. Предполагается, что в этих районах необходимо развивать высокотехнологичные производства, оптимизировать производственную структуру, повышать классность производства, наращивать производство, но снижать уровень загрязнения окружающей среды.
Регионы приоритетного развития включают территории, хозяйственная емкость окружающей среды которых не исчерпана, природных ресурсов достаточно, потенциал развития относительно высок. Предполагается, что в этих районах необходимо ускорять инфраструктурное строительство, рационально использовать хозяйственную емкость природной среды, стимулировать индустриализацию и урбанизацию, но жестко контролировать загрязнение окружающей среды.
Регионы ограниченного развития — сюда входят районы хрупких экосистем и районы сохранения важных экологических функций. Они требуют особого внимания с точки зрения восстановления и сохранения экологических функций и экологического баланса, что и определяет характер их развития. В категорию регионов ограниченного освоения включены уже упоминавшиеся государственные районы охраны ключевых экологических функций.
Регионы, освоение которых запрещено, это – природные и иные заповедники, а также другие особо охраняемые территории.
Выделение этих четырех категорий регионов как нового компонента региональной экологической политики государства было отражено в плане социально-экономического развития КНР на 11-ю пятилетку (2006 – 2011 гг.). В число районов, определенных 11-м пятилетним планом социально-экономического развития в качестве регионов ограниченного развития были включены следующие:
- лесные районы гор Большого и Малого Хингана;
- лесные районы Чанбайшаня;
- Сычуань-Юньнаньские лесные районы, выделяющиеся биоразнообразием;
- район Циньба (горы Циньлин и Дабашань), выделяющийся биоразнообразием;
- лесной район на юго-востоке Тибета;
- лесной район Алтайских гор;
- район степно-луговых и водно-болотных угодий в районе истока трех рек – Янцзы, Хуанхэ и Ланьцанцзян (Меконг) в провинции Цинхай;
- опустыненный район в бассейне реки Тарим;
- опустыненный район степей гор Алтынтага;
- район нагорья Чантанг на северо-западе Тибета;
- Саньцзянская равнина в Северо-Восточном Китае;
- район водно-болотных угодий в приморской полосе на севере провинции Цзянсу;
- район высокогорных водно-болотных угодий Жоэргай (провинция Сычуань);
- район Ганьнань (важный район питания реки Хуанхэ);
- район долины реки Ганьжэ (провинции Сычуань и Юньнань);
- район опустынивания степей в Хулуньбуире (Внутренняя Монголия);
- район опустынивания Корчин (Внутренняя Монголия);
- район опустынивания Хунынаньдакэ (Внутренняя Монголия);
- пустыня Маоусу;
- овражно-холмистый район Лёссового плато;
- район почвенной эрозии в горах Дабешаня;
- карстовые районы на территории провинций Юньнань и Гуйчжоу, а также Гуанси-Чжуанского автономного района.
Все вышеперечисленные районы играют чрезвычайно важную роль в обеспечении экологической безопасности Китая. В зависимости от степени деградации экосистем предполагается скорректировать и их социально-экономическое развитие.
Таким образом, «инвентаризация» экологических систем, определение их роли и состояния, хозяйственной емкости, типизация и ранжирование по степени значимости позволяют подвести серьезную научную основу для проведения более эффективной региональной политики, рационального размещения производства, предоставляют возможность избежать не только экологических ошибок, но и, что самое главное, социально-экономических просчетов. В Китае намечается существенный, принципиальный сдвиг и переоценка роли регионального разреза экологической политики. А это, в свою очередь, приводит к существенному пересмотру и заметному усилению внимания к региональной политике в целом, к принципам размещения производства, а значит, и повышению эффективности функционирования всего народнохозяйственного организма страны.
Экологический фактор обуславливает значимость региональной политики и размещения производства, определяет необходимость проведения экологического районирования и формирования концепции четырех категорий функциональных регионов. Все это, в свою очередь, призвано способствовать снижению ресурсоемкости и природоемкости китайской экономики, а значит повышению ее эффективности и, что самое главное, переходу к интенсивной модели развития. Очевидно, что этот переход в Китае немыслим без реализации эффективной региональной политики с учетом экологической составляющей.
Региональный подход является необходимым условием для полноценной характеристики экологической ситуации в любой стране мира, и особенно в Китае, учитывая размеры его территории, разнообразие природно-климатических условий, характер размещения населения и производства. Он позволяет адресно выявить специфику и оценить степень экологического неблагополучия, параметры и интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду в тех или иных районах страны. Таким образом, эффективная региональная экологическая политика является одним из ключевых компонентов обеспечения сбалансированного социально-экономического развития внутренних регионов КНР, что в свою очередь создает прочную основу для стабильного развития всего государства.
Несмотря на всю значимость регионального подхода при решении социально-экологических проблем, на протяжении многих лет данный аспект в Китае практически не учитывался.
Лишь в опубликованных в 1987 г. «Основных положениях охраны природы в Китае» представлено первое систематизированное, комплексное представление о региональных различиях экологической ситуации. Данный документ был подготовлен 200 специалистами и учеными под руководством видного китайского экономиста Сюй Дисиня.
В одном из разделов данного документа в соответствии с природно-климатическими условиями (характером рельефа, климата, водного режима, почвенного и растительного покрова и т.д.), а также спецификой природопользования территория Китая была разделена на восемь регионов: Северо-Восточный, Северо-Китайский регионы, регион Лессового плато, Северо-Западный регион, регион Центрального Китая, Южный регион, регион Юньнань-Гуйчжоусского нагорья и регион Цинхай-Тибетского нагорья. При этом помимо географического описания, большое внимание было уделено специфике экологических проблем каждого отдельного региона.
В числе особо значимых экологических проблем Китая авторами «Основных положений охраны природы в Китае» были выделены:
- сокращение пашни и ухудшение качества почвы;
- продолжающееся разрушение природной среды;
- сокращение биоразнообразия;
- проблема обеспечения пресной водой;
- нерациональное использование природных ресурсов;
- увеличение уровня загрязнения окружающей среды.
Необходимо заметить, что сведения и факты, содержащиеся в «Основных положениях», во многом актуальны и значимы до сих пор.
Долгое время попытка применения регионального подхода, предпринятая в «Основных положениях охраны природы в Китае» (1987 г.), оставалась, по сути дела, единственной на государственном уровне. 90-е гг. ХХ века были ознаменованы идеей реализации стратегии устойчивого развития, которая очень быстро была воспринята руководством КНР. Однако, несмотря на то, что в вопросах охраны окружающей среды произошли явные позитивные сдвиги (были подготовлены три соответствующих национальных доклада для ООН (1992, 1997, 2002 гг.) и опубликована Повестка дня Китая на XXI век), региональный аспект оставался вне разработок и исследований по вопросам устойчивого развития как на государственном уровне, так и среди ученых.
Лишь в конце 90-х гг. заметно усилилось внимание со стороны руководства КНР к региональному аспекту экологической проблемы. Очевидно, причинами этого стали следующие факты: катастрофическое наводнение на реке Янцзы в 1998 г., участившиеся случаи пересыхания р. Хуанхэ на отдельных ее участках, увеличение числа песчано-пыльных бурь. В результате, один из разделов «Национальной программы экологического строительства», принятой Госсоветом КНР в 1998 г., был посвящен региональному аспекту. Территория КНР была разделена на восемь регионов в соответствии с характером и особенностями экологических проблем внутри каждого из этих регионов, однако серьезным недочетом данного деления явилось то, что не был учтен фактор загрязнения окружающей среды.
Итак, в «Национальной программе экологического строительства» были выделены следующие регионы:
Регион верхнего и среднего течения реки Хуанхэ, куда вошли части территорий провинций Шаньси и Шэньси, Автономного района Внутренняя Монголия, провинции Ганьсу, Нинся-Хуэйского автономного района, провинций Цинхай и Хэнань.
Это район Лёссового плато, главная экологическая проблема которого – водная эрозия. Он занимает территорию площадью 640 тыс км². 70 % этой территории подвержено эрозионным процессам.
Регион верхнего и среднего течения реки Янцзы, включающий части территорий провинций Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань, Хубэй, Хунань, Цзянси, Цинхай, Ганьсу, Шэньси и Хэнань.
Это район многочисленных гор, равнинных участков очень мало. Общая площадь региона – 1,7 млн км², из них водной эрозии подвержено 550 тыс км². В связи с нерациональной распашкой, перевыпасом домашнего скота, сведением лесов здесь резко активизировались эрозионные процессы. Район среднего течения реки Янцзы подвержен наводнениям.
Саньбэйский регион песчано-пыльных бурь, который охватывает западную часть Северо-Восточного Китая, северную часть Северного Китая и большую часть аридных районов Северо-Западного Китая. Он занимает территорию площадью 1,69 млн км², на которой в основном раскинулись обширные песчаные и каменистые пустыни. Площадь районов, пригодных для предотвращения деградации, составляет здесь 310 тыс км².
Южный холмистый регион красноземов – части территорий Гуанси-Чжуанского автономного района, провинций Цзянси, Гуандун, Хайнань, Фуцзянь, Хунань, Хубэй, Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян и города центрального подчинения Шанхай.
Площадь региона – 1,2 млн км², из них 340 тыс км² подвержено эрозионным процессам, которые вызваны чрезмерной вырубкой лесов, уничтожением древесной и травяной растительности с целью расширения пахотных угодий.
Северный горный каменистый регион с частью территории городов центрального подчинения Пекин и Тяньцзинь, провинциями Шаньдун, Хэбэй, Хэнань, Шаньси, а также районами провинций Цзянсу и Аньхой, расположенными к северу от реки Хуайхэ.
Площадь региона – 440 тыс км², из них 210 тыс км² подвержено эрозионным процессам. Наряду с водной эрозией распространена ветровая эрозия; в горных районах – разрушительные водные потоки, на побережье – засоление почв.
Регион черноземовидных почв Дунбэя – это большая часть провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, а также восточная часть Автономного района Внутренняя Монголия.
Площадь региона составляет около 1 млн км², из них 420 тыс км² подвержено эрозии. Это крупнейший в Китае и один из крупнейших в мире район черноземовидных почв и один из немногочисленных в стране крупных районов естественных лесов.
Регион морозного выветривания Цинхай-Тибетского нагорья. Это регион трудновосстановимых хрупких экологических систем. Его площадь – 1,76 млн км². Из них 220 тыс км² подвергаются водной и ветровой эрозии, а 1,04 млн км² – морозному выветриванию.
Регион естественных пастбищ и лугов. Он занимает около 4 млн км², или свыше 40 % территории Китая. Он включает в себя Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы, провинции Цинхай, Сычуань и Ганьсу, Автономный район Внутренняя Монголия.
Регион характеризуется весьма сложными природно-климатическими условиями, кроме того, длительное время он подвергается негативному антропогенному воздействию, а именно перевыпасу скота и распашке. 1,35 млн км² территории региона подверглось опустыниванию, засолению почв и эрозии.
Необходимо отметить, что районирование, предложенное в «Национальной программе экологического строительства», является весьма содержательным и дает достаточно четкое представление о характере и степени остроты экологических проблем в Китае с учетом регионального фактора, однако тот факт, что вопросы загрязнения окружающей среды не были приняты во внимание, определяет прикладной характер данного документа.
Система законов управления экосистемы КНР имеет следующие региональные особенности и тенденции развития:
Быстрый прогресс идей экологического управления и стратегии охраны окружающей среды с целью осуществления устойчивого развития внутренних регионов и надгосударственного – «китайского региона». Идеи региональной стратегии устойчивого развития уже оказали всестороннее, глубокое влияние на создание системы экологического законодательства КНР, что уже нашло свое отражение в «Повестке дня КНР в XXI веке». Впервые в нормативном акте, а именно в «Законе об управлении землей КНР» (в ред. 1998 г.) была использована формулировка «стимулирование устойчивого развития общественной экономики», устанавливая тем самым цель законотворчества. В экологическом законодательстве КНР все большее значение придается обеспечению учета экологических требований при подготовке и принятии решений, созданию экологически безопасных производств на уровне внутренних регионов Китая и при формировании надгосударственных регионов, включающих в себя государства-партнеров.
Развитие специальных исследований в области теории экологического законодательства – научно-техническая снова создания системы экологического законодательства. После XI сессии Пленума ЦК третьего созыва вслед за развитием деятельности по охране окружающей среды и экологического права, возникла правовая теория отношений между человеком и природной средой.
В последние десятилетия в Китае начала распространяться экологическая мораль, в определенной степени оказавшая влияние на создание системы экологического законодательства. В ст. 6 «Закона об охране окружающей среды КНР» (1989 г.) устанавливается, что все организации и частные лица обязаны охранять окружающую среду. Это является юридическим закреплением распространенной в обществе установки «охрана окружающей среды – дело каждого». 25 марта 1994 г. на XVI сессии ПК ВСНП была принята «Повестка дня КНР в XXI веке», которая поставила задачу включения в новую мораль XXI века как важнейшей составляющей создание новой модели мировоззрения человека, создание норм поведения, гармонично сочетающегося с природой. Управление охраны окружающей среды, Министерство пропаганды, Государственный комитет по образованию приняли «общегосударственную программу экологического образования (1996 – 2010 гг.)». Эта программа стала первым для Китая долгосрочным планом продвижения и пропаганды экологической морали.
Наличие твердой конституционной базы. Создание системы экологического права становится одним из основных вопросов в Конституции, государственном планировании и уставе партии. Экологический вопрос стал насущным политическим вопросом, отношения человека и природы теперь регулируются основным законом государства. Охрана окружающей среды, в соответствии с законами КНР, является базовой функцией государства и основной составляющей его внутренней и внешней политики. Государство в различных законах и подзаконных актах закрепило охрану окружающей среды в качестве долгосрочной политической линии, ясно указав на необходимость неустанно совершенствовать систему экологического законодательства с целью обеспечения экологической безопасности.
Использование новых достижений науки и техники. В этом плане китайское правительство следует по пути зарубежных систем экологического законодательства. В ст. 5 «Закона об охране окружающей среды КНР» (1989 г.) установлено, что правительство поощряет развитие природоохранной техники, усиливает исследования и разработки в этой области, повышает научно-технический уровень и содействует распространению различных экологических знаний.
Реальный перелом наметился лишь в середине 1990-х гг., когда в Китае заговорили о необходимости смены модели развития, о необходимости перевода экономики на интенсивный путь развития. В 1998 г. появились государственные программы по охране окружающей среды. Экологическая составляющая постепенно стала находить свое место в планах социально-экономического развития страны, в целом ряде других государственных программ, например, в стратегии крупномасштабного освоения Запада. 9-й пятилетний план (1996 – 2000 гг.) по разделу «охрана окружающей среды» был успешно выполнен.