Основам управления мониторинвв области охраны территорий окружающей среды мониторинг посвящена одноименная основных глава II Федерального окружающей закона «Об предметов охране окружающей основных среды». Законодатель выделяет состоящее полномочия: для внутренних органов государственной политику власти Российской совета Федерации, органов российской государственной власти власти субъектов Российской области Федерации в сфере осуществление отношений, связанных совета с охраной окружающей соответствии среды, а также атмосферного основы управления российской в области охраны минимально окружающей среды, рамках осуществляемые органами совета местного самоуправления. экологический
Согласно окружающей статье 71 Конституции территорий РФ в ведении Российской власти Федерации находится осуществление установление основ осуществление федеральной политики является и федеральные программы также в области экологического среды развития Российской затронутой Федерации. Охрана исполнительной окружающей среды окружающей и законодательство об охране уровня окружающей среды основных в соответствии со ст. 72 Конституции осуществление РФ находятся в совместном органы ведении Российской окружающей Федерации и субъектов реализацию Российской Федерации.
Так, охраны государство, несмотря реализацию на перечень разграниченных осуществляется вопросов в области территорий охраны окружающей явлениями среды между окружающей федеральным центром исключительной и органами государственной федерации власти субъектов ведение предусмотрело в рамках вмешательством реализации ст. 77 Конституции мониторинг РФ, что окружающей федеральные органы несмотря исполнительной власти атмосферного по соглашению с органами мониторинг исполнительной власти подготовка субъектов РФ могут мониторинг передавать им осуществление является части своих исполнительной полномочий, если окружающей это не противоречит состояния Конституции РФ и федеральным объектов законам.
В соответствии соответствии со ст. 8, 9 Федерального подготовка закона «Об экологических охране окружающей окружающей среды» установлено: мониторинг государственное управление федерации в области охраны сведений окружающей среды» осуществляется федеральными федерации органами исполнительной опасности власти, уполномоченными экологического в порядке, установленном охрана Конституцией РФ и Федеральным также конституционным законом «О экологической Правительстве Российской российской Федерации». Органы российской исполнительной власти федеральный субъектов РФ, управление осуществляющие государственное окружающей управление в области водных охраны окружающей явлениями среды, определяются исполнительной субъектами РФ. Разграничение политику полномочий в сфере мониторинг отношений, связанных федерального с охраной окружающей стратегических среды, между совета органами государственной ведение власти Российской окружающей Федерации и органами вмешательством государственной власти мониторинг субъектов РФ осуществляется основных Конституцией РФ и федеральными российской законами, а также федеральный договорами о разграничении импактный предметов ведения внутренних и полномочий между осуществление органами государственной мониторинг власти РФ и органами органов государственной власти видами субъектов РФ. власти Управление фоновым выражается через охраны законотворческую деятельности органами в области охраны федерации окружающей среды федерации в разработке мероприятий фоновым по охране окружающей российской среды, контроле окружающей за исполнением норм минимально в области охраны федерального окружающей среды, власти нормативных актов минимально всех уровней. окружающей
Только подготовка государственное управление субъектов из всех возможных экологический является реальным мониторинг инструментом, осуществляющим сфере реализацию правоустанавливающих, правореализующих и фоновый контролирующих функций осуществление в области охраны мониторинг окружающей среды комплексную на территории РФ. При органов аппарате Президента минимально РФ существует Межведомственная окружающей комиссия Совета атмосферного безопасности РФ по экологической атмосферного безопасности, которая несмотря образована в соответствии федерального с Законом РФ «О безопасности» и основных Положением о Совете опасности безопасности Российской области Федерации, утвержденным аппарате Указом Президента власти РФ от 3 июня 1992 г. № 547. окружающей Среди зависимости основных задач установленном и функций Комиссии также следует отметить власти следующие:
— подготовка исключительной предложений по вопросам органы внутренней и внешней минимально экологической политики экологической РФ и стратегических проблем политику государственной экологической охраны безопасности для политику рассмотрения в Совете среды безопасности Российской российской Федерации;
— оценка экологического внутренних и внешних минимально экологических угроз минимально жизненно важным федерации интересам личности, окружающей общества и государства; внутренних
— подготовка мониторинг предложений по обеспечению окружающей экологической безопасности окружающей в промышленности, на транспорте, комплексную в сельском и других окружающей отраслях народного власти хозяйства, по решению минимально экологических проблем федерального защиты здоровья между населения, безопасности управление уничтожения химического охране и ядерного оружия, исполнительной ликвидации зон объектов экологического бедствия экологического и неблагополучия и другим окружающей направлениям;
— подготовка проектов основных решений Совета охраны безопасности РФ по вопросам охраны экологической безопасности мониторинг и др. территорий
К органам зависимости законодательной власти, озера осуществляющим политику охраны государственного регулирования основных в области охраны подготовка окружающей среды, федерации относятся Государственная одной Дума Федерального несмотря Собрания РФ (Комитет области Госдумы Федерального федерального Собрания РФ по природным внутренних ресурсам и природопользованию, видами Комитет Госдумы объектов Федерального Собрания зависимости РФ по экологии, Комиссия установленном Госдумы Федерального затронутой Собрания РФ по проблемам фоновый устойчивого развития; окружающей Комиссия минимально Госдумы Федерального проблемам Собрания РФ по рассмотрению мониторинг правовых вопросов охраны пользования недрами окружающей на условиях раздела окружающей продукции), Совет защиты Федерации Федерального области Собрания РФ (Комитет мониторинга Совета Федерации озера Федерального Собрания импактный РФ по науке, культуре, мониторинг образованию, здравоохранению мониторинга и экологии, Комитет разработке Совета Федерации фоновый Федерального Собрания рамках РФ по природным ресурсам окружающей и охране окружающей территорий среды).
Специальными органами, органами осуществляющими управление стратегических в области охраны субъектов окружающей среды, политику являются: Министерство российской природных ресурсов фоновым Российской Федерации, комплексную Федеральная служба окружающей по надзору в сфере власти природопользования, Федеральное конституцией агентство водных охране ресурсов, Федеральное управление агентство лесного совета хозяйства, Федеральное органы агентство по недропользованию. Следует озера отметить также воздействием Федеральную службу минимально по экологическому, технологическому охране и атомному надзору, субъектов а также иные конституцией органы, опосредованно мониторинг участвующие в данном фоновым направлении, а также конституции органы государственной органы власти субъектов мониторинга РФ, органы передавать местного самоуправления. российской
В науке экологического права после принятия комплексного Федерального закона «Об охране окружающей среды» выделяются различные подходы к систематизации органов управления в области охраны окружающее среды. О.Л. Дубовик подразделяет органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, по статусу на общие (Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования) и специальные (многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы, а также межрегиональные органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления); по масштабам деятельности — на федеральные и территориальные (субъектов РФ).
Несмотря на специфические полномочия тех или иных государственных органов в сфере охраны окружающей среды, в деятельности по охране окружающей среды должны принимать участие все без исключения — исходя из основного принципа охраны окружающей среды, установленного в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Основными принципами являются: обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды, международное сотрудничеств РФ в области охраны окружающей среды.
Несомненно, главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России). МПР России сегодня подведомственны: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию. МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Данная служба осуществляет контроль и надзор:
— в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
— в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
— за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
— за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; — за использованием и охраной водных объектов;
— за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
— за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
— за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.
Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов организует:
— перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
— подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
— подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод;
— проведение в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет:
— государственный мониторинг лесов;
— государственный учет лесного фонда;
— владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет средств федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
— рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;
— ведение государственного лесного кадастра. Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Федеральное агентство по недропользованию организует:
— государственное геологическое изучение недр;
— экспертизу проектов геологического изучения недр;
— проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;
— организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
— проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.
Существует еще один федеральный орган, имеющий прямое отношение к вопросам экологии и природопользования. Это Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации. Учитывая нормы Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений» в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Институт местного самоуправления пока еще недостаточно развит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится к большому объему вопросов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Так, в соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрен муниципальный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к предметам ведения местного значения относит:
— контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
— регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
— благоустройство и озеленение территории муниципального образования; — организацию утилизации и переработки бытовых отходов;
— участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.
В рамках ст. 49 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» поселковый, сельский Совет определяет в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами, выносит решения о приостановлении строительства и эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной Совету территории.
Органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти РФ органами государственной власти субъектов РФ вправе подавать обращения в суд об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
На сегодняшний день помимо Прокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ имеются специализированные органы по надзору за соблюдением экологического законодательства. Речь идет о природоохранных прокуратурах. В систему прокуратуры субъектов РФ входят также приравненные к ним специализированные прокуратуры.
К специализированным прокуратурам в области обеспечения исполнения природоохранительного законодательства относятся соответствующие природоохранные прокуратуры. Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор как за деятельностью соответствующих государственных органов, осуществляющих регулирование вопросов, связанных с охраной окружающей среды, так и за деятельностью хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц. К огромному сожалению, на современном этапе формирования рыночно-хозяйственных отношений развитие законодательной базы значительно вырывается вперед, также это имеет отношение и к стимулированию рационального природопользования. Но не будет так быстро делать пессимистические выводы, ведь на протяжении долгого количества времени осуществляется разработка соответствующей законодательной базы, да и отношение людей к окружающей среде постепенно меняется, происходит необходимость ее охраны.