МНПО в решении глобальных экологических проблем

В начале XXI века структура мировой политики стремительно усложняется. Все более значительную роль в процессах глобального управления начинают играть негосударственные акторы. Особе место среди них занимают международные неправительственные организации (МНПО). В связи с их утверждением в качестве влиятельных участников международных отношений представляется, что изучение роли и значения международных неправительственных организаций в процессах глобального управления — насущная необходимость современной политологической науки.

Международные неправительственные организации (МНПО) – это форма объединения общественных организаций различных, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданные в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической, экологической и других сферах деятельности человека. В отличие от межгосударственных, неправительственные организации учреждаются не на основе межправительственного соглашения и создаются путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. МПНО не ставят целью извлечение прибыли.

Неправительственные организации в современном виде возникли в еще XIX веке, однако существенное политическое влияние они приобрели лишь в последние полвека.

Одной из первых стал Международный комитет Красного Креста, который осуществлял существенные гуманитарные функции в регионах, где происходили боевые действия. Стоит отметить, что численность МНПО существенно возросла только во второй половине ХХ в. По данным Союза международных ассоциаций, с 1875 по 1975 гг. в мире было создано более 35 тыс. МНПО – ассоциаций, обществ, фондов, союзов, комитетов, клуб, лиг, конференций, федераций, групп и т. д.

В целом, если в 1850 году в мире существовало всего 5 организаций данного типа, то в 1914 — 330, в 1939 — 730, в 1970 — 2300, а в 2000 году в мире насчитывалось 45674 международных неправительственных организаций.

Число международных НПО неуклонно увеличивалось, особенно бурный рост неправительственных организаций, как подчеркивают исследователи вопроса, пришелся на страны с эффективной системой государственного управления и развитыми демократическими институтами. В последнее десятилетие количественный рост МНПО особенно заметен: каждый год в мире появляются сотни неправительственных организаций.

Благодаря деятельности неправительственных организаций и транснациональных корпораций происходят непростые изменения в политической системе мира, мир переходит к принципиально новым политическим отношениям. Например, меняется политическая повестка дня – глобальные проблемы перестают быть заботой только государства.

Рост авторитета и значимости ряда неправительственных организаций сегодня заставляет некоторых специалистов говорить о необходимости модернизации системы управления на макроуровне. Так или иначе, появление и рост негосударственных субъектов мировой политики превратились в ХХ в. в мощный фактор изменения существовавшего ранее миропорядка.

Среди названий МНПО можно увидеть различные наименования, среди которых:

– организация;

– банк;

– союз;

– фонд;

– центр;

– агентство.

Характерными особенностями всех без исключения видов МНПО являются: отсутствие целей извлечения прибыли; признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях; получение денежных средств более чем из одной страны. МНПО могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судах и арбитражных судах.

К основным принципам права МНПО можно отнести:

– соответствие формирования МО общепринятым принципам международного права;

– вступление в штат международных организациях сугубо на добровольной основе.

– надежность и несение ответственности за всякого рода правонарушения;

Тема ответственности в международном праве сопряжена с функционированием международного права, с постановкой международного мира, а также основного правопорядка. Она прочно объединена с борьбой с разнообразными международными правонарушениями.

МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений, которые в дальнейшем передаются на рассмотрение национальных правительств и межправительственных организаций. Все больше возрастает роль глобальных НПО в обеспечении соблюдения норм международного права. Наконец, значительное влияние МНПО оказывают на формирование международного общественного мнения и выработки повестки дня мировой политики.

По мнению отечественного исследователя В.Г. Барановского, с которым трудно не согласиться, в начале XXI века МНПО активно действуют по следующим направлениям:

• поднимают вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств;

• собирают, обрабатывают и распространяют информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания;

• инициируют конкретные подходы к решению таких проблем и побуждают правительства к заключению соответствующих соглашений;

• лоббируют правительства и межгосударственные структуры с целью принятия необходимых решений;

• осуществляют наблюдение за деятельностью правительств и межгосударственных структур в тех или иных сферах международной жизни и за выполнением государствами и межправительственными организациями взятых на себя обязательств;

• мобилизуют общественное мнение и способствуют возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.

Характеризуя правовую природу МНПО, следует отметить, что в российской доктрине международного права преобладает мнение о том, что они не являются субъектами международного права, однако вполне могут выступать в качестве субъектов международно-правовых отношений. Учитывая практический вклад неправительственных организаций в развитие современных международных отношений, некоторые ученые признают за ними международную правосубъектность.

Безусловно, каждая из МНПО имеет собственные права, которые за ней закреплены. К основным правам международных организаций можно отнести:

– право на принятия участия в разработке международно–правовых норм;

– право членов организации использовать определенные властные полномочия;

– право на применение привилегий и иммунитетов, которые предоставлены не только самой организации, но и ее сотрудникам;

– право на рассмотрение спорных ситуаций между соучастниками, а в некоторых случаях даже и с не участвующими в той или иной организации странами.

Главная функция международных неправительственных организаций заключается в установлени   связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные организации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве как на национальном, так и на международном уровне. Такая возможность основывается на возрастающем доверии. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи. Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях проявляются в различных формах. Вот некоторые из них.

Информационная. МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям, и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Так МНПО являются неким информационным мостом между гражданским обществом и мировым сообществом. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная. МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Правотворческая. МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств по раду вопросов, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, дабы исключить заинтересованность тех или иных государств в принятии выгодного решения.

Контрольная. Все больше возрастает роль МНПО в обеспечении соблюдения норм международного права и соответствующего контроля.

Следственная. МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например, Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

Международные неправительственные организации действуют на всех пяти обитаемых континентах Земли, причем их штаб-квартиры в основном располагаются в развитых странах Севера (около 90% от общего числа; «Международная Амнистия» — в Лондоне, Международный Комитет Красного Креста — в Женеве, «Оксфам» — в Оксфорде, «Гринпис» — в Амстердаме и т. д.). Наиболее заметными в области глобального управления являются неправительственные организации гуманитарной, экономической и правозащитной направленности.

Но внимание будет уделено немаловажной в современной системе глобального управления роли международных экологических неправительственных организаций. НПО в сфере защиты окружающей среды реализуют множество программ, как «полевых», так и глобальных: совместно с правительствами и межгосударственными структурами они инициируют поиск подходов к решению экологических проблем человечества, участвуют в разработке и наблюдении за выполнением договоров в области защиты окружающей среды. В течение последних сорока лет экологические МНПО принимали участие в подготовке шести важнейших международных договоров по защите окружающей среды, в том числе в разработке Киотского протокола (1997 год) и Конвенции о биологическом разнообразии (2000 год).

Экологические МНПО активно и порой весьма успешно занимаются лоббированием правительств, транснациональных корпораций и межгосударственных структур, так как одной из их главных задач является оказание давления на более влиятельных и могущественных акторов мирополитической системы с целью изменения политики в отношении окружающей среды. Это задача весьма трудоемкая, ведь далеко не все правительства и ТНК готовы следовать указанием экологов, жертвуя собственными интересами ради спасения природы. Именно поэтому МНПО в области защиты окружающей среды приходится придумывать все новые оригинальные ходы для реализации подобных целей.

Для достижения своих целей МНПО действуют сразу на двух уровнях: локальном, с участием доморощенных активистов, и международном — опираясь на поддержку собственной глобальной структуры–сети и мирового общественного мнения.

К примеру, характерным примером изобретательности экологических МНПО служит их способ лоббирования ТНК: активисты экологической организации в массовом порядке скупают небольшое количество акций какой-либо крупной корпорации, замеченной в пренебрежительном отношении к экологическим стандартам. Получаемый в сумме 1% акций позволяет экологам присутствовать на ежегодном собрании акционеров и руководителей данной ТНК. Естественно, собрание превращается в спектакль одного актера: используя момент, активисты МНПО успевают обеспечить скандальный резонанс, приковывая тем самым внимание мирового сообщества к конкретной проблеме.

Действия экологов, порой радикальные, создают весьма противоречивую репутацию большинству международных экологических неправительственных организаций. Зачастую природоохранные МНПО воспринимаются не как реальные защитники окружающей среды, а как возмутители общественного спокойствия или даже как «пятая колонна», выполняющая чей-то политический заказ. Так, например, сегодня число противников «Гринпис» едва ли не меньше, чем его сторонников. Среди первых — оставшиеся без работы и средств к существованию норвежские китобои, канадские дровосеки, работники других компаний, разоренных «Гринписом», общественные и политические деятели, чья карьера оборвалась «благодаря» усилиям «зеленых», племена охотников-аборигенов, пострадавшие из-за глобальных кампаний против охоты на животных и многие другие.

Сам «Гринпис Интернэшнл» давно превратился в преуспевающего экономического гиганта и строго иерархичную, выстроенную по образцу военных формирований глобальную структуру со спецотрядами и подразделениями поддержки, униформой, автономными средствами коммуникации. Степень подготовки к той или иной акции у «Гринпис» соответствует планированию армейской операции, а в его состав входят (или с ним сотрудничают) сотни научных лабораторий, компьютерных центров, аналитических отделов и маркетинговых групп, работа которых координируется из единого центра организации. «Гринпис» оказывает давление на «сочувствующих» в правительстве, парламенте, деловых кругах выбранной страны, грамотно освещает акции в местной и мировой прессе, тщательно разрабатывая буквально все, от символики акции до подбора фотогеничных исполнителей. При этом ни одна акция не может пройти без одобрения в правлении «Гринпис Интернэшнл». Подобная организация работы позволяет решать поставленные задачи с высокой долей эффективности.

Существуют и другие примеры крайне неоднозначной деятельности международных экологических НПО, тем не менее вклад глобальных неправительственных организаций в дело защиты окружающей среды и сохранения биоразнообразия на планете чрезвычайно велик. Располагающие значительными человеческими и финансовыми ресурсами, они вполне могут считаться состоявшимися игроками на мировой арене, игроками, которые порой вступают в конфронтацию даже с правительствами великих держав. Не будет преувеличением сказать, что экологические МНПО («Гринпис Интернэшнл», Всемирный фонд дикой природы, «Друзья Земли» и другие) оказывают реальное воздействие на решение целого ряда глобальных проблем человечества.

Международные организации прочно вошли в структуру системы международных экологических отношений в качестве важного ее элемента, без которого само функционирование всей системы в целом уже немыслимо и практически невозможно, учитывая характер экологической проблематики.

Экологическая проблематика давно не ограничивается рамками отдельных стран или регионов, приобретя глобальный характер. Необходимость решения вопросов, связанных с окружающей средой, в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества разнокачественных акторов.

В сфере нормотворчества, стандартизации и глобального управления новая роль экологических НПО в мировой политике прослеживается особенно рельефно. Например, без надежных систем сертификации для легальной добычи алмазов, как схема сертификации Кимберлийского процесса, инициатива по созданию которой исходила от активистов НПО «Global Witness» и крупнейшей мировой корпорации «De Beers», занимающейся добычей, обработкой и продажей природных алмазов, было бы, в сущности, невозможно перекрыть доступ участников длительных гражданских конфликтов в ст  анах, подобных Сьерра-Леоне и Либерии, к главному источнику их доходов. Если бы свою посредническую миссию не играла Всемирная комиссия по плотинам, сторонники и противники строительства крупных плотин продолжали бы ожесточенную борьбу, которая не только бы истощила ресурсы обеих сторон, но и привела к росту ненужных затрат, а ряд разумных и нужных проектов так и не был бы реализован.

Мировая политика «рынка» негосударственных экологических институтов, которые определяют проблемы, вырабатывают соответствующие нормы и контролируют их соблюдение. Ниже перечисленное – лишь небольшая выборка примеров с целью дать более четкое представление о данном феномене:

– Попечительский совет лесов (The Forest Stewardship Council, FSC) – частная, некоммерческая организация с различной степенью членства, состоящая из социальных НПО и неправительственных организаций по охране окружающей среды, бизнес-корпораций, научно-исследовательских институтов, религиозных организаций и частных членов из более чем шестидесяти стран. В рамках этой организации была выработана полноценная схема сертификации промышленных предприятий, ответственно распоряжающихся древесными ресурсами, и их продукции. С момента основания организации в 1993 г. более 80 млн га леса было сертифицировано во всем мире. Более того, Совет стимулирует ряд частных промышленных компаний по всему миру выступать с собственными инициативами по сертификационным стандартам в области окружающей среды;

– Морской попечительский совет (The Marine Stewardship Council, MSC) – независимая некоммерческая организация, появившаяся в результате сотрудничества компании «Unilever» – второй в мире крупнейшей компании по производству продуктов питания и одновременно крупнейшего закупщика замороженной рыбы, – и Всемирного фонда дикой природы (the World Wide Fund for Nature, WWF) . Цель этой организации, созданной по подобию Попечительского совета лесов, звучит как «приспособление покупательной способности потребителей для положительных изменений и продвижения экологически ответственного распоряжения наиболее важным мировым возобновляемым пищевым ресурсом». «Wal-Mart», одна из крупнейших международных сетей супермаркетов, не так давно объявила, что в своих магазинах в Северной Америке они будут продавать исключительно морепродукты, прошедшие сертификацию в соответствии со стандартами Морского попечительского совета;

– сертификационная схема Кимберлийского процесса появилась в результате совместной инициативы неправительственной организации «Global Witness» и «De Beers» – ведущей мировой компании, занимающейся продажей алмазов. Целью инициативы было приостановить торговлю алмазами, ставшими причиной внутригосударственных конфликтов, и тем самым ограничить финансирование повстанческих движений в таких странах, как Ангола, Демократическая Республика Конго и Сьерра-Леоне. После того как представителям гражданского общества и алмазной промышленности удалось достичь прочного согласия о сертификационной схеме, которая подтверждала бы, что на торговых морских судах отсутствуют те самые алмазы, мировое сообщество приняло эту схему в качестве стандарта на специальной межправительственной конференции. Сегодня на участников Кимберлийского процесса приходится порядка 99% производства необработанных алмазов в мире.

Некоммерческая организация «the Flower Label Program», Международная федерация «Движения за органическое сельское хозяйство» (the International Federation of Organic Agriculture Movements), инициатива «Международной социальной экологической ответственности» (Social Environmental Accountability International) – эти и многие другие международные структуры могут быть также включены в список транснациональных экологических организаций, вырабатывающих международные нормы, правила и стандарты.

Увеличение количества НПО, главная цель которых – участие в международном нормотворчестве, является еще одной глобальной объективной тенденцией в современной мировой политике. В результате появляется целый набор стандартов и норм, следование которым в той или иной степени упорядочивает деятельность акторов мировой политики.

Таким образом экологические неправительственные организации в современном мире уже представляют весьма внушительную политическую силу, и сегодня их деятельность уже не ограничивается только экологическими акциями, но вторгается в сферы традиционно исключительно межгосударственного взаимодействия, такие, как нормотворчество и стандартизация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *