В 2000г. Указом Президента РФ В.В. Путина было расформировано государственное природоохранное ведомство. Следует отметить, что с момента основания ведомства его название многократно изменялось (в 1988г. это был Государственный комитет по охране природы СССР, в 1990г. – Министерство экологии и природопользования СССР, в 1991г. – Министерство экологии и природных ресурсов РФ, в 1992г. – Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России, в апреле 1996г. – Государственный комитет РФ по охране окружающей среды). Единственное, что оставалось неизменным, — это его определение как природоохранного органа.
На новом этапе ликвидация этого ведомства стала первой проблемой, которая вызвала активную реакцию экологического сообщества. Несогласие с этим решением обьединило большую часть российских экологических неправительственных организаций – от общероссийских (СоЭС, Центр охраны дикой природы, Лесной клуб и др.) до российских отделений международных организаций (Гринпис, Фонд охраны дикой природы и др.). Экологические общественники были едины во мнении, что разрушение государственного управления в области охраны окружающей среды является угрозой экономической, экологической и социальной безопасности России. Но поскольку отклика на эти аргументы со стороны руководства страны не последовало, активисты экологического движения приняли решение провести референдум по вопросу о судьбе государственного природоохранного ведомства. По всей стране представители экоНПО собирали подписи, количество которых в результате существенно превысило необходимый минимум (проведение референдума, в соответствии законодательством, может быть инициировано лишь при поддержке 2млн. человек). Однако Центризбирком России большую часть подписей посчитал недействительными и отказал в проведении референдума.
Правовое регулирование и основа экологической политики РФ закреплены в Конституции РФ. Согласно ч.2 Ст. 36 Конституции, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, Ст. 42 Каждый имеет право на благоприятную окр жающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, Ст. 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В статьях 71-72 Конституции говорится что, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного экологического развития Российской Федерации. А в Ст. 72 в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии (Ст.114).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 утвержден Положение о Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства. Министерство природных ресурсов и экологии РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных федеральных органов исполнительной власти (см. Схема №1 ).
Схема №1
*Схема составлена автором
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Полномочия Министерства указаны в Таблице №1.
Таблица №1.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет
следующие полномочия 1. вносит в Прав-ство РФ проекты федеральных законов, норм. правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства. 2. на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
— порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование участками недр;
— порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;
-порядок составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых;
— порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых;
— порядок переоформления лицензий на пользование участками недр;
— форма бланка лицензии на пользование недрами;
— порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр;
— требования к составу и содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую среду;
— перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов;
— порядок государственного учета юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
— порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ;
— критерии отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и порядок отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности;
— порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
— перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал;
— порядок оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы;
— таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде;
— акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
— перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
— перечень приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также в области мониторинга окружающей среды и ее загрязнения;
— порядок ведения государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира, порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов и среды их обитания, и применения его данных;
— нормативы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
— перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи;
— порядок установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов;
-правила охоты;
-порядок государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза в нее зоологических коллекций или отдельных экспонатов;
— порядок осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха;
— правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
-акт, определяющий лесорастительные зоны и лесные районы;
— перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
-правила пожарной безопасности в лесах;
— классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;
-правила тушения лесных пожаров;
— правила санитарной безопасности в лесах;
— порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка и т.д. 3. организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды; 4. утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий; 5. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; 6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций; 7. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных федеральных служб и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке; 8 Министерство природных ресурсов и экологии РФ с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
— запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
— учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;
— привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
— создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
— учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных агентств;
— учреждать по согласованию с Геральдическим советом при Президенте РФ геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства
и т.п. *Таблица составлена автором на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ от 29 мая 2008 г. N 404