Международный опыт экологического страхования

В 60е годы ХХ века начали применять экологическое страхование для обеспечения безопасности окружающей среде, путем создания финансовых гарантий возмещения ущерба, возникшего вследствие негативных изменений в природной среде. По мере развития эколого-правовых отношений в сферу экологических гарантий вовлекались первоначально аспекты безопасности при промышленных авариях, позже безопасности множества «третьих лиц», которым вероятно может быть нанесен ущерб в результате экологических воздействий, что в итоге приводит к обеспечению экологической безопасности в виде непосредственного возмещения вреда, который причинен окружающей среде. В мировой практике страхование в сфере природопользования восстанавливает потери, нанесенные окружающей среде и «третьим лицам» за средства самих участников рынка, а не государственного бюджета. Что дает возможность государству выделять большую часть денег на защитные мероприятия, и более эффективно проводить восстановительные работы.

Основным мотивом появления экологического страхования яв-ся большие экологические ущербы, превосходящие ущербы, вызываемые пожарами и стихийными бедствиями. Экологическое страхование ответственности появилось в США в 70/х годах, как ужесточение правового режима ответственности за негативное воздействие на окружающую среду. Предпосылками, определившими спрос на страхование, которое обеспечивает защиту в результате влияния на окружающую среду в США стали: многомиллионные иски о компенсации вреда жизни и здоровью; был принят конгрессом ряд правовых актов (Акт о чистоте воздуха 1970 год, Акт о чистоте воды 1972 год, Акт о комплексных мерах по защите окружающей стреды, компенсациях и ответственности 1980 год), которые установили, стандарты к загрязняющим веществам, а также появление принципа «виновник загрязнения платит».

Выделение института экологической ответственности в рамках принятой в 2004 г. ЕС Директивы 35/2004/ЕС дало начало к развитию экологического страхования ответственности в Европейских странах. К настоящему времени экологическое страхование в Европе очень развито, этому способствовали создание соответствующей законодательной базы, эффективной системы судебного преследования за экологические воздействия и формирование общественного экологического сознания. Экологическое страхование постоянно совершенствуется, вносятся изменения в законодательную базу, страховые организации постепенно уменьшают число исключений, и одновременно, повышают лимит ответственности. Все больше стран стремиться к созданию системы обязательного экологического страхования, внедрению системы совместной ответственности за вред, наносимый в результате загрязнения окружающей среды.

В ЕС механизм страхования возможности экологических рисков включает в себя несколько видов страховой защиты:

страхование ответственности за аварийное (внезапное) и(или) постепенное загрязнение окружающей среды в пределах страхования общей ответственности;

страхование ответственности только за аварийное (внезапное) загрязнение окружающей среды в пределах страхования общей ответственности;

страхование ответственности за аварийное (внезапное) и постепенное загрязнение окружающей среды в пределах экологического страхования.

Во многих странах Европы в настоящее время имеется тенденция к исключению страхования экологических рисков из договоров страхования общей ответственности и переходу к страхованию всевозможных рисков, связанных с загрязнением окружающей среды, только в пределах договоров экологического страхования.

Ожидается, что Япония, ФРГ и Центральная Европа будут лидировать по объему расходов на природоохранные мероприятия. Современные механизмы страхования США, Японии, Германии во многом могут защитить и хозяйственно – производственные объекты, и физические лица, и окружающую среду от воздействия разнообразных техногенных аварий. В этих государствах сектор страхования сможет объединить финансовые резервы, для компенсации экологического ущерба. Во Франции госрегулирование экологических отношений осуществляется на всех уровнях власти и по различным направлениям начиная с 1970-х годов. Расходы на экологию являются статьей госбюджета. Страхуется предусмотренная законом обязанность страхователя об уголовной ответственности правового характера за вред, нанесенный юридическим и физическим лицам, в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду, элементам риска.

Структура экологического ущерба, подлежащего компенсации согласно принятой международной практике и правовым нормам отдельных стран, включает следующие виды ущерба:

1) ущерб жизни и здоровью;

2) ущерб имуществу;

3) ущерб окружающей природной среде.

При этом в каждый из видов ущерба может входить исчисление потери прибыли. За рубежом такой вид убытков называют экономическими потерями. Отдельной категорией ущерба может рассматриваться расходы на мероприятия по предотвращению аварий. Нанесение вреда жизни и здоровью, согласно практике зарубежных стран, определяется в исковом порядке. Возмещению подлежат затраты в связи с болезнью, т.е расходы на лечение, и потерянные доходы. Может также возмещаться и моральный ущерб, размеры компенсации варьируют. Однако системы страховой защиты граждан и национального достояния в развитых государствах, которые обладают экономической стабильностью, не могут быть в значительной степени заимствованы для использования в Росии. Что, прежде всего связано с отсутствием в экономике РФ каких-либо элементов страхового подобия (реальные источники страховых взносов организаций, методических пособий оценки вреда, обоснованные страховые тарифы, эффективные рычаги влияния на компании, побуждающие их страховать возможные экологические последствия, последовательная концепция политики государства в контексте страховой защиты), с помощью которых можно было бы адаптировать системы развитых стран для экологической страховой защиты. Для России необходим иной подход к созданию подобного рода систем и механизмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *