О.А. Беляева отмечает, что торги как межотраслевое явление обладают двумя конститутивными признаками, которые характерны и для торгов как гражданско-правового института: равенство участников и их состязательность друг с другом. При этом все отношения, возникающие в процессе организации и проведения торгов, должны оставаться в области гражданско-правового регулирования независимо от того, в какой сфере общественных отношений, а также для каких целей организуются и проводятся торги[1].
На современном этапе значение торгов для системы экономических отношений сложно переоценить. Торги стали стандартной формой участия государства и муниципальных образований в экономических отношениях, обеспечивая равный доступ всех потенциальных участников к объектам публичной собственности и публичным финансам. Но и в тех сферах, где сторонами сделок выступают исключительно частные субъекты, торги также занимают все большее место, являясь инструментом повышения эффективности ведения хозяйственной деятельности[2].
М. И. Брагинский и В. В. Витрянский так характеризуют торги следующим образом: «торги представляют собой один из способов заключения договоров, который тесно связан с основными законами свободного рынка, и выражают их наиболее последовательно»[3].
Причисляя конкурсные способы заключения договоров (прежде всего посредством заключения договора на торгах) к мерам, стимулирующим становление, развитие и поддержку конкуренции[4], А. Н. Варламова также указывает, что помимо норм, направленных на увеличение числа конкурентоспособных субъектов на рынке, немаловажное значение для развития конкурентных отношений имеют и нормы, регламентирующие специальные способы заключения договоров. Речь идет о возможности для различных субъектов на конкурентной основе предложить свои товары и услуги[5].
В. В. Балакин отмечает, что значение торгов определяется той ролью, которая отводится гражданско-правовому договору в современный период. Торги выступают связующим звеном между потребителями товаров, работ и услуг и субъектами, их предоставляющими[6].
Эффективное взаимодействие участников рынка, покупателей и продавцов, направленное на поиск контрагентов и надлежащее оформление таких отношений, составляет суть функционирования рынка. При этом с учетом товарно-денежных отношений торгового оборота вопрос определения цены является ключевым условием обращения товаров на таком рынке.
При организации и проведения торгов на рынке определенного товара условия, и в первую очередь условия о цене, непосредственно оказывают влияние на цены последующих сделок, поскольку становятся известными остальным участникам ввиду открытости процедуры торгов.
При этом, торги совместимы с сущностью тех договоров, в процессе заключения которых есть место конкуренции, но не в том смысле, который придается этому понятию в антимонопольном законодательстве, а в более узком значении — как состязанию и соперничеству между двумя субъектами в конкретном соревновании, т.е. в торгах.
И хотя конкурсные способы заключения договоров, прежде всего посредством заключения договора на торгах, относят к мерам, стимулирующим становление, развитие и поддержку конкуренции в целом[7], справедливым все же представляется мнение Н. И. Клейн: «все, что связано с торгами, не имеет прямого отношения к защите конкуренции на товарном рынке. Конкуренция на торгах — это не конкуренция на рынке, а конкуренция за рынок»[8].
Однако значение торгов не стоит переоценивать: их применение полезно и влечет для заказчика определенные выгоды лишь при определенном уровне конкуренции. В противном случае торги могут превратиться в формализованную и неудобную процедуру[9]. С данным предложением, как представляется, необходимо полностью сгласиться.
Торги в первую очередь представляют собой традиционный институт гражданского права, отражающий особый процедурный аспект заключения договора. Однако они давно перестали быть только лишь способом заключения договора и превратились в универсальную модель приобретения прав. Предметом торгов может быть не только вещь или имущественное право (как это предусмотрено в ч. 2 ст. 447 ГК РФ), но и право на осуществление определенного вида деятельности (например, использование природных ресурсо.). Эти права являются элементами гражданской правоспособности, а их предоставление опосредуется гражданско-правовым договором[10].
Так, сама по себе лицензия на пользование недрами не является объектом гражданских прав, но условия ее реализации, взаимные права и обязанности пользователя недр и соответствующего органа государственной власти оговариваются в лицензионном соглашении, являющемся по своей правовой природе гражданско-правовым договором (ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»[11]). В этом случае заключению договора в качестве общей предпосылки сопутствует либо предшествует определенное правоотношение, связанное с проведением торгов[12].
Равным образом по результатам аукциона может заключаться договор о закреплении квот добычи (вылова) водных биоресурсов (ч. 4 ст. 331, ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»[13]). Квота не является объектом гражданских прав, во многом ее природа сопоставима с лицензией, административным разрешением на осуществление определенного вида деятельности. Вместе с тем именно договор, регулируемый нормами гражданского законодательства, опосредует отношения между органом государственной власти и пользователем водных биоресурсов[14].
Рассматривая торги как правовое средство обеспечения равного доступа всех к природным ресурсам России, отметим, что таковым «средством» торги стали в силу установленной процедуры и гарантий её объективности и справедливости. Далее рассмотрим основные положения (гарантии) проведения торгов.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 447 ГК РФ установлено, кто может выступать в качестве организатора торгов. Укажем на то, что приведённый там перечень субъектов является «закрытым», то есть законом предусмотрено неограниченное количество таких случаев, существуют довольно строгие «критерии». Так, организатором торгов может выступать собственник вещи, либо лицо, которому принадлежит определённое имущественное право составляющее предмет торгов, а также треть лица, которым не принадлежит собственность или которые не владеют имущественным правом, но которые уполномочены от данных лиц на организацию и проведение торгов на основании договора. Такими лицами, могут быть нотариусы, специализированные организации и другие субъекты. Кроме того, с 2015 года в связи с принятием ФЗ от 08.03.2015 № 42-ФЗ[15], которым были внесены изменения в ч. 2 ст. 447 ГК РФ, в качестве организаторов торгов теперь могут выступать и иные лица, которые имеют интерес в заключении договора с тем, кто победит в торгах.
В предыдущем параграфе уже подробно рассматривались существующие виды и формы торгов и указывалось, что последние могут быть проведены как в обычной, так и в электронной форме, а также в форме аукциона или на конкурсной основе. В свою очередь, в соответствии с ч. 4 ст. 447 ГК РФ, право выбора вида и формы торгов определяется собственником вещи или права, которое подлежит реализации. В качестве исключения, как всегда, указывается на случаи, специально предусмотренные законом. Также, в соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 447 ГК Р, указывается важная гарантия соблюдения прав участников торгов, а именно правило, согласно которого победителем торгов признаётся тот субъект, который предложит наиболее выгодную цену (в случае аукциона) или предложившее наиболее лучшие условия (в случае проведения конкурса). Решение о том, кто именно предложил наилучшие условия определяется заранее организованной и назначенной конкурсной комиссией.
Если по каким-либо причинам в проведении конкурса или аукциона участвовал только один участник, то такие торги в силу обязательного указания ч. 5 ст. 447 ГК РФ, должны быть признаны несостоявшимися. Кроме того, законом могут быть предусмотрены и другие основания для признания торгов несостоявшимися.
Важное значение для характеристик торгов как правового средства обеспечения равного доступа участников правоотношений к природным ресурсам является следующие правила:
— лицо, которое выиграло торги и организатор торгов в этот же день, обязаны составить и подписать протокол о результатах торгов, который обладает юридической силой договора (ч. 6 ст. 448 ГК РФ).;
— установлено императивное требование о личном выполнении лицом, победившим на торгах обязательств, возложенных на себя заключаемым договором, в случаях, если торги обязательны для заключения такого договора. При этом, в целях реализации данного правила, на победившее лицо возлагается запрет уступать права по такому договору (кроме уступки требования по денежным обязательствам), и запрет на перевод долга по его обязательствам, исходящим из заключённого по результатам торгов договора. Данные гарантии предусмотрены для организатора торгов на случай недобросовестного поведения его победителя. Например, если победивший на торгах субъект соответствовал необходимым критериям, а в последствии передаёт все свои права и обязанности по данному договору на того субъекта, участие которого в торгах было невозможно;
— установлены ограничения относительно случаев изменения условий договора, который заключается способом проведения торгов (ч. 8 ст. 448 ГК РФ). К таким случаям, среди прочего, относят основания, прямо предусмотренные в законе, изменение размера процентов за пользование займом, которые устанавливаются Банком России, по другим основаниям, но при условии, что такие изменения в конечном итоге не повлияют на изменение установленной на торгах цены договора. Отметим, что данная гарантия направлена, прежде всего, на защиту прав и законных интересов победителей торгов;
— наличие правовых гарантий в виде
признания торгов недействительными в случае существенных нарушений норм закона
(ст. 449 ГК РФ).
Подводя итоги написания
данного параграфа, сделаем вывод о том, что торги по предоставлению прав на
использование природных ресурсов, несомненно, является одними из наиболее
действенных правовых механизмов, позволяющих обеспечить конкуренцию в
соответствующих сегментах отечественной экономики. В свою очередь, при наличии
высокого уровня конкуренции и прозрачности в принятии решений о заключении
договоров на предоставление природных ресурсов будет обеспечено формирование
наиболее выгодной и экономически обоснованной стоимости прав на использование
природных ресурсов, а также обеспечено их рациональное использование.
[1]См.: Беляева О.А. Предназначение торгов // Журнал российского права. 2013. № 10 (202). С. 22 – 28.
[2]См.: Молчанов А.В. О проблемах и значении правового определения признаков и классификации торгов // Актуальные проблемы российского права. 2018. №2 (87). С. 48 – 54.
[3]См.: Договорное право. Книга 1. Общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. — 3-e изд., стер. — М.: Статут, 2011. 847 с
[4]См.: Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. М. : Статут, 2003. Т. 2 : Товар. Торговые сделки. С. 157—158.
[5]См.: Варламова А. Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 10.
[6]См.: Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России : дис. … канд. юрид. наук. М, 2004.
[7]См.: Варламова А. Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 10, 26.
[8]См.: Беляева О.А. Предназначение торгов // Журнал российского права. 2013. № 10 (202). С. 23.
[9]См.: Фоминых О.М. Указ. соч. С. 15.
[10]См.: Брагинский М. И. Торги и конкурсы // ЭЖ — Юрист. 2004. № 49. С. 8).
[11]См.: О недрах: закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
[12]См.: АлланинаЛ. М. Гражданско-правовое регулирование отношений недропользования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 19.
[13]См.: О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5270.
[14]См: Сиваков Д.О. Особенности договорных отношений в области рыбного хозяйства // Журнал российского права. 2011. № 2. С. 55.
[15] См.: О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1412.