Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением права на заключение договоров по предоставлению рыбопромыслового участка, а также по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, пользования водными биоресурсами, урегулированы ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов[1] (далее – ФЗ «О рыболовстве»). Данный закон создает единую основу правового регулирования отношений в области водных биоресурсов, определяет различные формы собственности на водные биоресурсы. Кроме того, в нем установлен порядок пользования водными биоресурсами, характеризующийся сочетанием договорных и разрешительных способов (механизмов) регулирования[2].
В силу ст. 1 Закона о рыболовстве водные биоресурсы — это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. При этом в Законе о рыболовстве приведены отдельные категории водных биоресурсов, градация которых имеет большое значение: анадромные виды рыб, катадромные виды рыб, трансграничные виды рыб и других водных животных, трансзональные виды рыб и других водных животных, далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных[3].
Договор пользования рыбопромыслового участка (ст. 33.3 ФЗ «О рыболовстве»). Данный договор заключается по результатам проведения конкурса.
Договор пользования водными биоресурсами (ст. 33.4 ФЗ «О рыболовстве»). Данный договор заключается по результатам проведения аукциона. По договору «пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, за исключением случаев», предусмотренных ФЗ «О рыболовстве».
Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов (ст. 38 ФЗ «О рыболовстве»). Данный договор заключается по результатам проведения аукциона.
В соответствии с ч. 3 ст. 33.3 ФЗ «О рыболовстве», договор пользования рыбопромыслового участка в обязательном порядке должен быть заключён по результатам проведения конкурса. В свою очередь, порядок подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком, форма примерного договора пользования рыболовным участком, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком устанавливаются Правительством России (ч. 4 ст. 33.3 ФЗ «О рыболовстве»). Отдельно отметим, что ранее рассматриваемый вид договора в указанном законе именовался договором «о предоставлении рыбопромыслового участка», а с 2016 года – «договором предоставления рыбопромыслового участка»[4].
Далее укажем на важный аспект о том, что порядок подготовки и заключения рассматриваемого вида договора, его примерная форма, а также порядок организации и проведения, предшествующего заключению договора конкурса, в соответствии с ч. 4 ст. 33.3 ФЗ «О рыболовстве», определяется Правительством РФ. Таким образом, установлено правило аналогичное законодательству о недрах (правительством или органом власти субъекта федерации разрабатывается положение о каждом случае проведения конкурса или аукциона на каждый участок недр отдельно) и по законодательству о водопользовании.
В настоящий момент в России действует сразу три постановления правительства РФ в зависимости от того, с какой целью планируется использование рыболовного участка: для проведения любительского и спортивного рыболовства[5], для рыболовства в целях ведения традиционного образа жизни коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России[6], и в целях промышленного рыболовства[7].
Информация о проведении конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (ч. 5 ст. 33.3 ФЗ «О рыболовстве»). Кроме того, не допускается заключение договора пользования рыболовным участком по результатам конкурса или в случае, если конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса на официальном сайте в сети «Интернет» (ч. 6 ст. 33.3 ФЗ «О рыболовстве»).
Далее рассмотрим особенности правового регулирования аукционов п продаже права на заключение договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами, которые предусмотрены ст. 38 ФЗ «О рыболовстве».
В соответствии с ч. 1 указанной статьи, организатором такого аукциона может выступать или федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства или на основании договора с ним специализированная организация. Порядок проведения таких аукционов устанавливается Правительством РФ[8].
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте в сети «Интернет». До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети «Интернет» извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом Правительством Российской Федерации. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Не допускается заключение договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети «Интернет».
Далее отметим, что запутанная система договоров на пользование водными биоресурсами нередко порождает на практике разночтения, разрешаемые в судебном порядке. Один из таких споров был разрешён постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 года № 07АП-7929/2010. Суть спора заключалась в том, что согласно позиции прокуратуры подавшей исковое заявление в защиту интересов государства, «для заключения договора пользования водными биоресурсами необходимо наличие договора пользования рыбопромысловым участком основан на неверном толковании закона»[9]. В указанном решении, суд не согласился с позицией прокуратуры, поскольку ограничение на право заключения такого договора должно быть прямо и однозначно предусмотрено, однако, правило обязательного заключения договора пользования рыбопромысловым участком в ФЗ «О рыболовстве», не предусмотрено. С данной позицией согласился и суд апелляционной инстанции[10].
Подводя итоги написания
данного параграфа, отметим, что договорные отношения в области использования и
охраны водных биоресурсов приобрели определенный вектор развития, отвечающий
публичным интересам (в том числе — продовольственным). Поэтому особенности
договорных способов и механизмов регулирования изучаемых общественных отношений
обусловлены необходимостью обеспечить: сохранность водных биоресурсов, которые
далеко не безграничны; соответствие добывающих мощностей рыболовного флота
научно обоснованным представлениям об объемах водных биоресурсов; управляемость
самой отрасли рыбного хозяйства.
В целом же можно констатировать широкое распространение в области
рыбного хозяйства «прозрачных», открытых рыночных механизмов (договоров и
аукционов).
[1]См.: О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5270.
[2]См.: Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в вопросах и ответах: научно-практическое пособие / С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков, Е.Л. Минина и др.; руководитель авторского коллектива Д.О. Сиваков. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2014. — XXII, 241 с.
[3]См.: Сиваков Д.О. Правовое регулирование рыболовства в России и зарубежных государствах: общее и особенное. URL: http://отрасли-права.рф/article/27033 (дата обращения — 25.05.2019 года).
[4] См.: О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов: федеральный закон от 03.07.2016 № 349-ФЗ (ред. от 26.11.2018) // СЗ РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4282.
[5]См.: О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для организации любительского и спортивного рыболовства и заключении такого договора: постановление Правительства РФ от 30.12.2008 № 1078 (ред. от 17.10.2017) // СЗ РФ. 2009. № 2. Ст. 259.
[6]См.: О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора: постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 986 (ред. от 17.10.2017) // СЗ РФ. 2009. № 2. Ст. 201
[7]См.: О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора: постановление Правительства РФ от 14.04.2008 N 264 (ред. от 17.10.2017) // СЗ РФ. 2008. № 16. Ст. 1693.
[8] См.: Об утверждении Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами: постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 602 (ред. от 21.02.2017) // СЗ РФ. 2008. № 33. Ст. 3864.
[9] См.: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 N 07АП-7929/2010 по делу № А03-4175/10/. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS007&n=80631&dst=100050&date=25.05.2019 (дата обращения – 25.05.2019 года)
[10]См.: Постановление ФАС Западно — Сибирского округа от 24.12.2010 по делу № А03-4175/2010. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AZS&n=90152&dst=1000000001&date=25.05.2019 (дата обращения – 25.05.2019 года)