Правовое обеспечение торгов на право заключения охотхозяйственного соглашения

Правовое регулирование правоотношений в области использования и охраны охотничьих ресурсов в Российской Федерации урегулирован ФЗ от 24.07.2009 года за № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] (далее – ФЗ «Об охоте»).

Отметим, что ч. 1 указанного ФЗ «Об охоте», установлены легальные термины таких категорий, как охотничьи ресурсы и охотничье хозяйство. Так, охотничьи ресурсы определены как «объекты животного мира, которые в соответствии с» ФЗ «Об охоте» и законодательством субъектов федерации, «используются или могут быть использованы в целях охоты». В свою очередь, охотничье хозяйство понимается как «сфера деятельности  по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты». Охота, представляет собой деятельность, которая состоит из таких этапов, как поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная обработка и транспортировка[2].

В.Н. Краева отмечает, что особенности охотохозяйственного соглашения которое является основным правовым средством регулирования отношений по добыче охотничьих ресурсов, заключается в специфике его предмета, особом составе его участников, целях правового регулирования, односторонний порядок определения условий договора (наличие признаков публичности договора)[3]

В соответствии с ч. 2 ст. 27 ФЗ «Об охоте», по «охотхозяйственному соглашению юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее — охотпользователь) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры и выполнение других обязанностей, а орган исполнительной власти субъекта РФ обязуется предоставить в аренду на срок от двадцати до сорока девяти лет земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий»[4].

Иными словами, как поясняет В.Н. Краева, по охотхозяйственному соглашению орган исполнительной власти субъекта РФ предоставляет право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, а также (как предварительное условие, как предварительный договор) возможность заключить в будущем без проведения торгов договоры аренды тех земельных и лесных участков, которые находятся в границах охотничьих угодий и которые были указаны в документации об аукционе»[5]. Н.В. Козар и М.В. Митякина характеризуют данное соглашение как «гражданско-правовой договор, который приводит к возникновению предпринимательского правоотношения по ведению охотничьего хозяйства, то есть деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты»[6].

Далее отметим, что одним из способов заключения вышеуказанного охотохозяйственного соглашения является проведение аукциона на право его заключения. Данное правило предусмотрено ч. 3 ст. 27 ФЗ «Об охоте». При этом, также необходимо обратить внимание на терминологические особенности. Устанавливается, что аукцион проводить «на право заключения соглашения», в то время, как результатом проведения аукциона является заключение договора в силу гражданского законодательства. Кроме того, в земельном и лесном законодательстве ранее также указывалось, что целью проведения аукционов является получение (приобретение) права на заключение договора, в последствии, в указанных отраслях законодательства было установлено, что целью проведения аукционов (торгов) является именно заключение договора.

Далее рассмотрим процедурные вопросы проведения аукциона, которые предусмотрены ст. 28 ФЗ «Об охоте». Так, согласно ч. 1 указанной статьи, решение о проведении аукциона на право заключения такого договора принимается органом исполнительной власти субъекта федерации, он же, в соответствии с ч. 2 ст. 28, может выступать в качестве организатора аукциона. В качестве ещё одного из вариантов, в качестве организатора аукциона может выступать специализированная организация.

Сразу же необходимо обратить внимание, что ч. 2 ст. 28 ФЗ «Об охоте» установлены отдельные запреты относительно личного состава комиссии формируемой для проведения аукциона. Запрещено состоять в такой комиссии физическим лицам, которые являются лично заинтересованными в результатах проведения такого аукциона. К таким лицам необходимо относить как тех, которые подали заявки на участие в нём, а также аффилированных (связанных лиц). Если такие лица будут установлены, то организатор аукциона должен предпринять необходимые меры для их замены.

Начальная цена проведения аукциона должна быть определена принявшим решение о проведении аукциона органом исполнительной власти. Кроме того, на данном этапе также необходимо определит размер вносимого каждым из участников аукциона, задатка, а также существенные условия охотохозяйственного соглашения (представляется, что это должны быть те условия, которые предусмотрены ст. 27 ФЗ «Об охоте»). Обозначенные правила предусмотрены ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об охоте».

На организатора аукциона (орган исполнительной власти или специализированная организация), в соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ «Об охоте», возлагаются следующие обязанности: установить «время, дату, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона»[7].

Далее отметим, что, как и в других отраслевых законодательствах о торгах природными ресурсами, предусмотрена обязанность организатора торгов опубликовать сообщение об их проведении в сети «Интернет» и в печатном издании, однако установлен срок не менее 25 дней (ч. 5 ст. 28 ФЗ «Об охоте»). Данный срок является менее продолжительным, чем срок опубликования извещений об аукционах на право продажи или аренды земельных участков, лесных участков и лесных насаждений и т.п. При этом, важным является закрепления принципа бесплатности и общедоступности такого сообщения (аналогичные положения закреплены в законодательстве о недрах, в законодательстве об использовании водных ресурсов и в некоторых других).

Отметим также, что в соответствии с ч. 8 ст. 28 ФЗ «Об охоте» предусмотрено право организатора аукциона отказаться от его проведения если такое решение принимается не позднее чем за 15 дней до объявленной даты его начала. В таком случае, извещение о принятом решение должно быть опубликовано в печатном издании и в сети «Интернет». Кроме того, подлежат возврату и внесённые участниками аукциона задатки[8].

Отметим важный момент о том, что организатор проведения аукциона, в соответствии с ч. 10 ст. 28 ФЗ «Об охоте», не наделён правом требовать неограниченное количество документов, в дополнении к тем, предоставление которых является обязательным в соответствии с законом. Данные полномочия, с одной стороны, не позволяют гибко подойти к допуску субъектов к участию в аукционе провести надлежащую проверку их надёжности и добросовестности. С другой стороны, общепризнанным является тот факт, что наличие неопределённых полномочий позволяет государственному органу создать правовые условия для систематических проявлений коррупции[9].

За пять дней до проведения аукциона, приём заявок, в соответствии с ч. 11 ст. 28 ФЗ «Об охоте», прекращается. Поступившая заявка подлежит возврату в тот же день, когда она поступила. При этом, право на подачу заявки для участи в конкретном аукционе может быть реализовано только единожды. Основания для недопуска заявителя к участию в аукционе предусмотрены ч. 13 ст. 28 ФЗ «Об охоте» и к ним относятся непредоставление документов необходимых для участия в аукционе (перечень таких документов предусмотрен ч. 9 ст. 28 ФЗ «Об охоте»); не поступление от последнего денежных средств, которые были внесены последним в качестве обеспечения заявки; несоответствие информации указанной в поступившей заявке, требованиям, которые указаны организатором в извещении о проведении аукциона. Важной гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов хозяйствования, претендующих на победу в аукционе, является установленный ч. 14 ст. 28 ФЗ «Об охоте», запрет на недопуск к участию в аукционе по иным основаниям.

Кроме того, в соответствии с ч. 18 ст. 28 ФЗ «Об охоте», заявитель заявка которого была принята, имеет право отозвать данную заявку в любой из дней, до окончания срока принятия заявок.  Также важным правилом, обеспечивающим прозрачность проведения аукциона, является предусмотренная ч. 19 ст. 28 ФЗ «Об охоте» возможность проведения аудио и видеозаписи аукциона, как его организаторами, так и любым другим субъектом, участвующим в нём.

Далее отметим, что на участника аукциона, победившего в нём, возлагается обязанность в срок, предусмотренный утверждённый условиями аукциона, оплатить оставшуюся стоимость на соответствующий расчётный счёт (ч. 26 ст. 28 ФЗ «Об охоте»).

Далее отметим, что ч.  27 ст. 28 ФЗ «Об охоте», предусмотрены меры гражданско-правовой ответственности участников аукциона, которые по своему содержанию, аналогичны положениям ГК РФ. Так, если по каким-либо причинам победитель аукциона уклонится от заключения охотохозяйственного соглашения, орган исполнительной власти имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении причинённых такими действиями убытков. В качестве второго варианта поведения является заключение соглашения с участником аукциона, который предложил следующую по размеру цену, после недобросовестного победителя (цене права на заключение охотохозяйственного соглашения).  Последнее правило является специальным и не предусмотрено в гражданском законодательстве, согласно которого в таком случае, торги должны быть признаны несостоявшимися и организованы новые торги. Применительно к рассматриваемому случаю, заключение соглашения с тем участником, который предложил более меньшую цену также может быть использовано в схеме коррупционного характера, когда на «неугодный» субъект хозяйствования предложивший наивысшую цену могут воздействовать различными способами в целях принуждения к отказу от заключения соглашения в интересах того участника, который предложил меньшую стоимость[10].

Также, в качестве положительного момента, необходимо указать на запрет в изменении условий договора как в одностороннем порядке, так и по взаимному соглашению, с победителем аукциона (ч. 28 ст. 28 ФЗ «Об охоте»[11]). Отметим, что аналогичные правила предусмотрены и в земельном, лесном законодательстве, в законодательстве о недрах. Основания для признания аукциона несостоявшимся содержатся в ч. 30 ст. 28 ФЗ «Об охоте» и заключаются в следующем: в аукционе приняли участие менее, чем два участника; после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене. Последствия признания аукциона несостоявшимся различны. Так, в соответствии с ч. 31 ст. 28 ФЗ «Об охоте», в последствии заключается охотохозяйственное соглашение с единственным участником аукциона. Если же такое соглашение не будет заключено, то организатору предоставляется возможность провести повторный аукцион (ч. 32 ст. 28 ФЗ «Об охоте»).


[1]См.: Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

[2] Там же.

[3]См.: Краева В.Н. Указ. соч. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ohothozyaystvennogo-soglasheniya (дата обращения: 25.05.2019). 

[4] В ред.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства: федеральный закон от 23.06.2016 № 206-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3875.

[5]См.: Краева В.Н. Особенности охотхозяйственного соглашения // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ohothozyaystvennogo-soglasheniya (дата обращения: 25.05.2019). 

[6]См.: Козяр Н.В., Митякина Н.М. Современное представление о категории «Предпринимательский договор»: на примере охотхозяйственного соглашения // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. №3 С. 143 -146.

[7] Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

[8]См.:  Краева В.Н. Правовое регулирование пользования охотничьими ресурсами на закрепленных охотничьих угодьях: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.06 — природоресурсное право; аграрное право; экологическое право /В. Н. Краева ; Науч. рук. Н.Г. Жаворонкова. -М.,2010. С. 12- 14.

[9]См.:  Горохов Д.Б. Современное законотворчество в сфере содержания, использования и охраны животных // Журнал российского права. 2017. №4 (244). С. 138 – 153.

[10]См.: Горохов Д.Б. Длящиеся правоотношения в сфере охотничьего хозяйства: проблемы совершенствования Федерального законодательного регулирования // Журнал российского права. 2017. №10 (250). С. 91 – 103.

[11]В ред.: О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса: федеральный закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2331.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *